07:51, 17 июня 2011 года

Единство народов и многонациональное государство находится под угрозой

В этой ситуации совет старейшин при председателе Думы Ставропольского края одним из важнейших направлений своей работы считает вопросы патриотического и интернационального воспитания.

В частности, совместно с министерством образования края и ректорами вузов определены молодежные аудитории, в которых будут работать члены совета старейшин. Уже стали доброй традицией встречи со школьниками, студентами накануне Дня защитника Отечества и Дня Победы. Главное внимание наши активисты уделяют интернациональному воспитанию и формированию культуры межнационального общения. Совет старейшин серьезно обеспокоен тем, что молодые люди имеют весьма смутное представление о единстве и братстве народов, сформированных в бытность Советского Союза, но изрядно пошатнувшихся сегодня. Увы, приходится признавать весьма неприятный факт, что нынче некоторые юноши открыто симпатизируют бандитам, зачастую пополняют их ряды. На жизненную, а вскоре и политическую арену выходят юноши (и не только из северокавказских республик), которые с раннего детства воспитывались на телевизионном «винегрете», начиненном насилием, убийствами. Для многих из них «единство народов», «дружба народов» – пустые, абстрактные понятия. А ведь был у нас великий опыт интернационального воспитания, который отброшен либералами первой волны.

Сегодня наконец приходит осознание, что не все, что было раньше, плохо. Не случайно после событий на Манежной площади Д. Медведев и В. Путин подчеркнули, что советский опыт интернационального воспитания незаслуженно забыт, а понятие «новая общность людей – советский народ» заслуживает серьезного переосмысления через призму современности.

Те ребята, которые безобразничают на улицах, не умеют себя вести в многонациональном молодежном коллективе испытывают дефицит идеалов, которые им никто не привил. Сказывается также элементарный недостаток культуры. Подавляющее большинство молодых не читают книг вообще, не говоря уже о серьезной классической литературе. Им мало известно о культе честного труда, учебы, благородства и нравственной чистоты. Их сознание «напичкано» убеждением, что все решают деньги, по этой причине их кумирами подчас становятся люди, умеющие «делать быстрые деньги». Поэтому формирование культуры межнационального общения в условиях многонационального государства должно начинаться в семье и школе, как ни банально это звучит на первый взгляд.

На Северном Кавказе, как известно, все вузовские коллективы многонациональны, и от того, с какой «подготовкой», подходами к жизни придут молодые ребята в аудитории, зависит состояние морально-пси­хо­логического климата в студенческой среде. Важнейшей особенностью многонационального молодежного коллектива является то, что он объединяет молодых людей, не имеющих жизненного опыта, в том числе и в сфере общения с представителями других национальностей. Это надо учитывать. Ложное чувство национальной исключительности, завышенная самооценка, стремление показаться «крутым» оборачиваются подчас острыми конфликтами.

Формирование культуры меж­национального общения - процесс многогранный и длительный. Необходимо очень осторожно подходить к оценке ритуалов, обычаев, традиций других этнических групп. В любом многонациональном коллективе следует избегать анекдотов, шуток, поговорок о разных национальностях. Хорошо известно, что самые безобидные и даже дружеские шутки с национальным оттенком вызывают неприятие, отчуждение. Вообще, в таких случаях не лишне вспомнить древнеримского писателя Катона, который говорил: «Считай первой добродетелью обуздать язык». А еще есть хорошая русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Японцы же в таких случаях говорят: «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено», осетины: «В чьей арбе едешь, того и песни пой».

Абсолютизация экономических реформ породила резкий спад духовно-нравственного, культурного тонуса. В истории человеческого общества многонациональность нашего государства является уникальным явлением, где расцвет и сближение разных этносов стали нормой, благом для всех, где становление новой общности людей «российский народ» является ближайшей перспективой – и это не выдуманный, не «из пальца высосанный» оптимизм. Это вывод, вытекающий из всей нашей истории совместного проживания.

Думаю, есть повод в связи с этим обратиться к истории становления добрососедских связей между представителями передовой русской интеллигенции и горскими народами Северного Кавказа. В середине XIX века на Ставрополье выдающийся русский просветитель, педагог, мыслитель Януарий Неверов со своим уникальным педагогическим коллективом создал систему обучения детей горцев русскому языку. Как директор гимназии он ввел практику ежегодных конкурсов сочинений. На одном из них первое и второе места завоевали сочинения абазина Кешева и осетина Тхостова. Вызывает восхищение, с какой радостью пишет об этом Неверов: «И это действительно замечательное явление, что в русской гимназии на 350 учащихся русских и 20 горцев торжество успеха оказывается на стороне такого меньшинства…».

Успехи детей-горцев Неверов преподносит с огромной радостью и любовью. Умно и тактично объясняет он причины их достижений. «Россия открыла для горцев новое, до сего времени для них неизвестное поприще умственной деятельности, - пишет он, - и по природе свежих натур горец, принявшись за перо и книгу, предается им с такой же страстью, как он до сего времени отдавался войне и наездничеству…»

Я. Неверов и сегодня может служить для нас образцом высочайшей интернациональной культуры, культуры межнационального общения. Убежден, его творческое наследие в плане обучения и воспитания детей горцев и сегодня не потеряло актуальности. Более того, в условиях современных реалий его опыт становится более актуальным и бесценным. Недаром великий Коста Хетагуров, бывший его гимназист, посвятил своему педагогу такие слова:

Он нас любил,

и к родине суровой

Он завещал

иную нам любовь, -

Отважный пыл

к борьбе направил новой

И изменил девиз наш –

«кровь за кровь».

Сегодня мы ощущаем отсутствие не только Я. Неверова и К.Хетагурова. Нам не хватает великих кавказских гуманистов-интернационалистов Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова… Мы не имеем права предать забвению их великое наследие. Мы не имеем права потерять наше единство, завещанное ими. Только в единстве сила и величие России.

Анзор КИРГУЕВ
«Мы не имеем права терять»
Газета «Ставропольская правда»
17 июня 2011 года