Как на Ставрополье реализуется программа помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Министерство образования края представило на конкурс проект «Право ребенка на семью», который предполагает большой комплекс мероприятий по социальной защите несовершеннолетних из неблагополучных семей, детей-сирот, инвалидов, направлен на оказание им медицинской, психологической, юридической помощи.
Всего на конкурс было подано около трехсот заявок. Тот факт, что Ставрополье вошло в число победителей, говорит о серьезности проработки данных вопросов в нашем регионе, о том внимании, которое уделяет социальной защите детей краевое правительство, - тем более что проект, рассчитанный на 2011-2013 годы, реализуется на условиях софинансирования. Грант, выделенный Ставрополью на три года, составляет около 140 млн рублей. Край ежегодно должен закладывать в реализацию разработанной минобром СК подпрограммы еще 80 млн.
Как сообщили нам в министерстве образования, в 2011 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделил Ставрополью 39,9 млн рублей, в краевом же бюджете на реализацию подпрограммы «Право ребенка на семью» в текущем году заложено 88,5 млн.
Подпрограмма направлена на повышение эффективности государственной системы поддержки детей, нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия. К жизни она вызвана рядом объективных факторов. Общее число детей, оставшихся без попечения родителей, в крае в 2010 году составило 10798. При этом действительных сирот - всего лишь 10 процентов. Остальные получили этот статус при живых матерях и отцах.
Среди причин социального сиротства на первом месте стоит алкоголизация и наркотизация родителей, нахождение их в местах лишения свободы.
Ранее основным видом помощи было направление детей на воспитание в различные государственные учреждения в зависимости от их возраста и состояния здоровья. С изменением ориентиров в социальной политике помещение ребенка в интернатное учреждение стало крайней мерой.
В результате проводимой с 2008 года на Ставрополье работы наметилась положительная тенденция: на 10 процентов уменьшилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года, и на 26 процентов - детей-сирот, устраиваемых в детские дома края. В полтора раза выросло число ребят, переданных на воспитание в приемные семьи, в связи с чем 9 интернатных учреждений перепрофилированы.
В то же время остается немало нерешенных проблем в этой сфере. К сожалению, имеются случаи возврата сирот, находящихся в замещающих семьях, в детские дома из-за сложностей в период их адаптации, низкого уровня педагогической и психологической культуры приемных родителей. В 2010 году возвращены 133 ребенка. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие служб, которые занимались бы поиском и отбором кандидатов в приемные родители и опекуны, их обучением и последующим психолого-педагогическим, социально-правовым сопровождением.
Следует отметить также, что при существующей системе социальной защиты несовершеннолетних большая часть усилий направлена на оказание помощи уже оставшимся без попечения, а не на профилактику социального сиротства. Зачастую выявление неблагополучия в семье происходит очень поздно, когда у детей уже имеются многочисленные проблемы в развитии, здоровье, образовании и воспитании.
Не все воспитанники детских домов края успешно адаптируются в социуме. В период с 2008 года в государственное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» поступили 67 подростков, из них трое из детских домов. Еще трое воспитывались в замещающих семьях.
Не уменьшается на Ставрополье число детей с ограниченными возможностями здоровья: в 2009 году их было 14807 человек, в 2010 году - 14996 человек.
Для обучения ребят с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, в крае создана и функционирует дифференцированная система образовательных учреждений с учетом характера и степени выраженности нарушения здоровья.
Качество коррекционной работы с этими детьми зависит от своевременного выявления нарушений, взаимодействия педагогических, медицинских и социальных работников в организации воспитательно-образовательного процесса.
Что касается качества специального образования, то оно напрямую связано с уровнем профессиональной компетентности педагогических работников. Однако анализ кадрового состава образовательных учреждений края выявил ряд проблем: старение в педколлективах, дефицит специалистов с дефектологическим образованием, а также педагогов-психологов и социальных педагогов.
Проблемным является и вопрос подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников специальных (коррекционных) учреждений. В настоящее время в крае 2005 педагогов работают в специальных (коррекционных) учреждениях и специальных (коррекционных) классах. Из них имеют профильное дефектологическое образование 218 человек, или 10 процентов. Можно назвать и ряд других проблем.
Задачами, которые должна решить подпрограмма «Право ребенка на семью», являются создание условий для раннего выявления и устранения семейного неблагополучия, в результате которого страдают дети; развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; развитие сети служб по поддержке семьи и детей; реорганизация и перепрофилирование детских домов; улучшение качества коррекционной помощи детям с патологиями слуха и зрения. Большая роль отводится повышению уровня допрофессиональной подготовки воспитанников государственных специальных (коррекционных) учреждений края, созданию для них возможностей вариативных форм получения образования, в том числе и дистанционных. В результате заявленных мероприятий число социально неблагополучных семей должно уменьшиться, а число ребятишек, которые воспитываются в семьях - приемных, патронатных, опекунских, - увеличиться. Смогут повысить профессиональный уровень специалисты коррекционных учреждений, улучшится их материально-техническая база и т. д.
- В рамках подпрограммы, - сообщила заместитель министра образования СК Надежда Палиева, - на Ставрополье создается сеть центров сопровождения неблагополучных семей, детей-сирот и инвалидов. Они откроются (некоторые - в ближайшее время) на базе дошкольных учреждений, школ-интернатов, детских домов и центров социальной защиты населения.
Среди них есть центры, которых до нынешнего времени на Ставрополье никогда не существовало. Так, планируется создание отделения для несовершеннолетних матерей «Мать и дитя», где девочки-подростки, оказавшиеся в этой сложной ситуации, смогут получить медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Функционирующие во многих странах мира подобные учреждения способствуют уменьшению числа отказов несовершеннолетних матерей от своих детей.
На базе реабилитационных центров в Михайловске, селах Донское и Летняя Ставка откроются так называемые «лекотеки» - подразделения компенсирующего вида, которые оказывают помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями физического и психического развития. Здесь психологи и педагоги будут разрабатывать индивидуальные программы для работы с родителями и их ребенком.
В селе Кочубеевском, при местном центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, создается клуб для замещающих семей в помощь приемным родителям.
Важным фактором оказания поддержки является открытие «Служб ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии» в Ставрополе, Буденновске и Георгиевске.
В рамках реализации подпрограммы в крае организуются также отделения социально-трудовой адаптации для выпускников детских домов и школ-интернатов, создаются мобильные бригады по оказанию экстренной помощи семьям в трудной жизненной ситуации и многое другое.
Вновь созданная система социальной поддержки детей будет оснащена новейшим диагностическим и реабилитационным оборудованием.
Проект охватывает большую часть Ставрополья - помимо ряда муниципальных районов, краевой центр, группу городов Кавказских Минеральных Вод.
Подпрограмма «Право ребенка на семью» межведомственная: помимо минобра СК ее исполнителями являются краевые министерства здравоохранения, труда и соцзащиты населения, комитеты СК по физической культуре и спорту, по делам молодежи.
Часть создаваемых учреждений для защиты и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, начнет функционировать уже этим летом.
24 мая 2011 года