08:46, 14 мая 2011 года

Что ждет в ближайшем будущем профессиональное образование в России

Участие в ней приняли руководители и преподаватели всех существующих в крае учреждений начального и среднего профессионального образования, а также некоторых вузов. Для них тема конференции была самой животрепещущей: профессиональное образование переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), меняются экономико-правовые формы деятельности. По мнению некоторых выступавших, такой системной перестройки в этой сфере не было много десятилетий.

Понятно поэтому, с каким вниманием на пленарном заседании был выслушан доклад одного из разработчиков ФГОС третьего поколения доктора педагогических наук, профессора, руководителя центра профессионального образования Федерального института развития образования Владимира Блинова. Он перечислил риски начинающейся перестройки. Новые стандарты предполагают получение вузами, колледжами, техникумами госзаказа на подготовку специалистов. Однако прогнозировать, какие работники будут нужны производству даже через 3-4 года, очень сложно. Бизнес в стране, особенно малый и средний, к сожалению, не имеет таких долгосрочных планов, рассчитывает на год-два. Нет прогнозов и у служб занятости, которые, скорее, знают, какие специалисты не нужны рынку. Мировая практика - давать выпускнику вуза хорошее образование, к которому он потом (в зависимости от обстоятельств) добавит востребованную профессию, доучившись на курсах, и т. д. А в колледже - готовить квалифицированного рабочего, который так же самостоятельно потом «уточнит» профиль будущей деятельности. Пойдет ли российское профессиональное образование по этому пути? Пока неясно. Однако до 30 процентов учебных программ в новых стандартах отданы на самоопределение образовательного учреждения, являются вариативными.

Обсуждался на конференции и еще один насущный вопрос: в 2012 году вступает в силу федеральный закон, по которому меняется правовая и экономическая форма всех образовательных учреждений. Они становятся «новыми бюджетными», «казенными» или «автономными». Риски этого нововведения назвал второй московский гость - доктор технических наук, замдиректора научно-исследовательского института развития профессионального образования, куратор центра инновационного развития колледжей Игорь Башкатов. По его мнению, нормативно-правовая база здесь пока не поспевает за министерскими рекомендациями, которые слишком быстро меняются. Есть риск управленческий: директор автономного образовательного учреждения должен быть не педагогом, а профессиональным менеджером - сегодня подобное встретишь нечасто. Наконец, кое-где уже заметен нажим региональных органов управления образованием: так, в одном из субъектов РФ всем колледжам велено стать казенными, в то время как у многих руководителей другие планы... Более подробно эти проблемы обсуждались на секциях, где разговор был очень оживленным.

В конференции принял участие первый заместитель министра образования СК Василий Лямин.

«Вопросов больше, чем ответов»
Газета «Ставропольская правда»
14 мая 2011 года