В центре обсуждения на совещании в правительстве края 12 мая, посвященном вопросам развития строительного комплекса Ставрополья, оказалась одна из самых болезненных для этой отрасли проблем. А именно – наличие административных барьеров, без ликвидации которых напрасно ожидать в перспективе как роста объемов ввода жилья, так и снижения его стоимости. 

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

© Фото пресс-службы губернатора СК

Губернатор В.Гаевский

Губернатор В.Гаевский

© Фото пресс-службы губернатора СК

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

© Фото пресс-службы губернатора СК

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

Вопросы развития строительного комплекса Ставрополья обсудили в правительстве края

© Фото пресс-службы губернатора СК

Тревожные «звоночки» поступают уже сейчас. Так, открывая совещание, губернатор В. Гаевский напомнил, что, несмотря на влияние последствий кризиса, в прошлом году край сдал в эксплуатацию 1,1 млн квадратных метров жилья. В результате по этому показателю Ставрополье заняло четырнадцатое место среди регионов России и второе – в СКФО. В нынешнем году Минрегионразвития задана более высокая планка для края – почти 1,3 млн «квадратов». Но есть реальная опасность не достичь нужных объемов. Ведь старт года в плане сдачи жилья не задался.

Потому очевидно, что отрасль должна выходить на новый уровень развития. Однако, уверен глава края, лишь модернизацией и внедрением новых технологий проблему не решить. Важная составляющая – прозрачные правила игры для застройщиков, устранение «левых процедур», приводящих лишь к высасыванию денег из карманов, удорожанию строительства и затягиванию сроков. Как прозвучало на совещании, общее количество согласовывающих инстанций в нашем регионе доходит до сорока. Разрешительные процедуры в итоге длятся годами. И получается, что бюрократическая система толкает строителей на нарушение законодательства: стройки разворачиваются нередко вообще без каких бы то ни было документов. В. Гаевский в подтверждение своих слов привел пример из разряда абсурдных. В Георгиевском районе при выделении земельных участков под любые, даже не связанные с сельским хозяйством, цели требовалась справка от ветеринарной службы...

Собственно, играть по правилам в строительстве позволяют генеральные планы и правила землепользования и застройки, которые должны разрабатываться для каждой территории. Но если вопрос с утверждением генпланов на Ставрополье почти снят, то в правилах землепользования край только на начальной стадии. Из 304 территориальных документов утверждено всего 28. Краевому минстрою было дано поручение решить проблему уже до конца года.

Другой вопрос из этого же ряда касается подключения построенных объектов к коммунальным сетям. Уже, как говорится, притчей во языцех стали требования коммунальщиков, вынуждающих застройщиков реконструировать, а то и строить инженерные сети в округе. Панацея, отметил губернатор, в данном случае лишь одна – утвердить всем муниципальным образованиям, предприятиям-поставщикам коммунальных услуг инвестпрограммы. Тогда застройщику останется сделать заявку на подключаемую мощность и оплатить услуги по определенным тарифам. Это и есть пример цивилизованных взаимоотношений в строительном бизнесе.

Министр строительства и архитектуры И. Стоян заострил внимание на том, что российское законодательство предусматривает два варианта предоставления земли под строительство. Но на Ставрополье муниципалитеты упорно практикуют самый скользкий из них – предпочтение отдается отнюдь не аукционам, а выдаче актов выбора участков. Эти бумаги годами могут «гулять» от одного ведомства к другому, при этом казна не получает ни копейки, а балом правят чиновники, чьи подписи должны украсить тот или иной акт выбора участка. А то, что единых правил здесь нет, подтверждают хотя бы следующие цифры: количество согласовывающих организаций на местах колеблется от восьми в Ипатовском районе, до 19 в Михайловске и 24 в Кисловодске.

Значительно сократить эти цепочки можно, так как далеко не у всех «согласующих» организаций вообще имеются таковые полномочия. И краевой минстрой готов сформировать для районов и городских округов рекомендации с указанием исчерпывающего перечня структур, согласование с которыми необходимо для получения земельного участка под строительство. Но для этого муниципалитеты должны сделать ответные шаги и разработать свои нормативные документы, в том числе административные регламенты, предусматривающие сроки принятия каждого решения по согласованию в два рабочих дня.

В то же время претензии могут быть адресованы не только органам самоуправления. Не отличаются оперативностью также краевые и федеральные ведомства. В качестве примера И. Стоян вспомнил о строительстве кирпичного завода в селе Московском. С июня 2010 года документы по согласованию акта отвода земельного участка под будущее производство «пылятся» в министерстве культуры края. В тех местах, оказывается, располагается курганный могильник. При этом он был обнаружен около сорока-пятидесяти лет назад, однако в реестре объектов культурного наследия не значится и поныне и под охрану муниципалам не передавался. Вспомнили о нем только сейчас, и застройщик, по сути, стал заложником неприятной ситуации...

Как было отмечено на совещании, чтобы избежать подобных случаев – а они, к сожалению, не единичны, – краевым минкультуры, минприроды, миндорхозу нужно провести работу по межеванию земельных участков, на которых находятся отраслевые объекты. Тогда проблема будет снята с повестки.

Опытом решения обсуждаемых вопросов на местном уровне с участниками совещания поделился глава Невинномысска К. Храмов. Он отметил, что для развития регионального индустриального парка в городе делается все возможное. Так, службу «единого окна», через которую осуществляется в числе прочего выделение участков под строительство, курирует лично первый заместитель главы администрации города. Это гарантия того, что необходимая для резидентов парка документация будет подготовлена в срок, а бюрократические процедуры сводятся к минимуму. Кроме того, Невинномысск серьезно подошел и к подготовке нормативной базы: утверждены генплан, правила землепользования и застройки, положение о порядке подготовки исходно-разрешительной документации для строительства и реконструкции объектов капстроительства на территории города. Согласно им для резидентов регпарка по максимуму упрощена процедура выделения земли.

Губернатор рекомендовал руководителям всех муниципалитетов перенять опыт невинномысских коллег. Завершая совещание, он предложил создать рабочую группу при минстрое края, а по необходимости – в городах и районах, для того чтобы детально рассмотреть каждый случай, когда застройщикам ставятся бюрократические «подножки».  

Юлия ЮТКИНА

Нужны «прозрачные» правила игры / Газета «Ставропольская правда» / 13 мая 2011 г.