Пятигорский театр оперетты.

Пятигорский театр оперетты.

© Фото Пятигорского театра оперетты.

-Светлана Леонидовна, вы, конечно, знаете, что в Ставрополе живет огромное число преданных поклонников оперетты. А с каким настроением едет к нам ваш коллектив?

– О благожелательном отношении к нашему театру ставропольской публики мы действительно знаем, и не только по откликам прессы, но и по опыту многолетнего общения. Каждая такая встреча со зрителем для нас – мощный творческий заряд, стимул для решения новых задач, которые ставит перед собой художественный совет. Вот почему и на этот раз мы едем в краевой центр вдохновленными свиданием с нашим дорогим добрым зрителем.

В нынешних гастролях в Ставрополе задействован большой состав – более 100 солистов-вокалистов, музыкантов оркестра, артистов хора, балета и работников так называемого закулисья – нашего «невидимого фронта».

– Наша публика с интересом предвкушает как уже знакомые, так и новые постановки. Наверняка и нынешний, юбилейный для театра, сезон отмечен сценическими находками?

– Вы правы, мы не привыкли стоять на месте. Могу сказать, что, например, в трудные 90-е годы наш театр не разделил горестную судьбу многих других прежде всего благодаря тому, что взял в основу репертуара вечное – классику жанра оперетты, которой заслушиваются не только меломаны, но едва ли не каждый, кто хоть немного знаком с популярной музыкой. Со временем коллектив театра – и мастера сцены, и влившаяся в труппу молодежь – почувствовал силу, а главное, творческий вкус к постановке классических мюзиклов. Тут следует назвать спектакли «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Скрипач на крыше» Дж. Бока, «Ханума» Г. Канчели, современный мюзикл «Пираты, любовь и море» молодого композитора Н. Орловского. Наконец, продолжается пользоваться успехом поставленная нами в 2003 году к 200-летию Кавминвод опера Дж. Верди «Травиата».

И в нынешнем сезоне театр добавил в свою афишу такие разноплановые, разнохарактерные постановки. Безусловной удачей считаем нашу версию колоритной музыкальной комедии А. Рябова «Сорочинская ярмарка». С восторгом встречена зрителем и изящная комическая опера Ж. Оффенбаха «Ключ на мостовой», с большим мастерством исполненная перспективными молодыми артистами Юлией Сивковой, Оксаной Клименко, Ириной Рудоман, Алексеем Яковлевым, Вячеславом Ткаченко.

– Расскажите, пожалуйста, о гастрольной программе. Чем порадуете на этот раз?

– Открывает ее уже названная мною «Сорочинская ярмарка», один из премьерных спектаклей нынешнего сезона. Композитор А. Рябов создал яркую национальную музыку, пропитанную чудесными украинскими народными интонациями, насыщенную песнями, плясками, сочным юмором. Режиссер-постановщик Сергей Калашников, дирижер заслуженный артист Грузии Лев Шабанов, балетмейстер Татьяна Шабанова, хормейстер Светлана Волынкина, сценограф Инна Августинович сумели развернуть действие «Ярмарки» во всей красе. Новыми яркими гранями засверкали таланты артистов, давно завоевавших любовь и признание публики – заслуженных артистов России Николая Смирнова, Алима Абалмасова, Евгения Зайцева, Ирины Комленко, артисток Зинаиды Зайцевой, Галины Перервы, молодых талантливых артистов Оксаны Клименко, Ольги Шиманской, Алексея Яковлева, Дмитрия Патрова.

Театр осваивает различные жанры, но основным остается классика. Тут в первом ряду, конечно, И. Кальман – любимый автор ценителей оперетты. В репертуаре гастролей два произведения композитора: «Мистер Икс» и «Баядера», которые вряд ли нуждаются в дополнительном представлении. Еще один непревзойденный классик – Ф. Легар, чью «Веселую вдову» представят уже знакомые ставропольчанам исполнители: главные партии поют Наталья Виноградова (Ганна Главари) и Алексей Парфенов (граф Данило). Красивое, полнозвучное сопрано вместе с ярким артистизмом Натальи Виноградовой неизменно вызывает восторг публики, недаром она занята во многих спектаклях театра. Полюбили зрители и ее партнера Алексея Парфенова, обладателя прекрасно звучащего баритона, причем солист умеет точно прочувствовать и показать суть своего героя. Замечательно, что этот актер, получив достойное образование в ГИТИСе, школе вокального мастерства Галины Вишневской, продолжает свою творческую карьеру в именно в нашем театре, давшем ему путевку в большое искусство. Гастрольную афишу, безусловно, украсит оперетта «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, основоположника этого жанра. Яркое вокальное исполнение, эффектная балетная сюита «Праздник Диониса», слаженное звучание оркестра и хора создают гармоничный, трогающий сердца публики спектакль. Завершит гастроли визитная карточка театра – вечно юная и прекрасная «Летучая мышь» И. Штрауса.

Добавлю, что мы не забыли и о самых маленьких зрителях Ставрополя, которым покажем веселые музыкальные сказки.

– Хотелось бы услышать ваше профессиональное мнение о сегодняшнем положении столь специфического жанра, каким является оперетта: как вы думаете, не вытесняют ли ее модные мюзиклы и всевозможные шоу?

– Уверена, у нас всегда будет своя ниша в общей театральной палитре. В том числе и потому, что театр оперетты не пренебрегает новыми направлениями. К примеру, классические мюзиклы, завоевавшие успех в музыкальных театрах мира, встречают горячий прием у нашего зрителя. Спектакль-шоу П. Абрахама «Бал в «Савойе», блиставший долгое время на пятигорской сцене, и сегодня в памяти любителей мюзиклов. Для нас все жанры хороши, пока их принимает зритель: они хорошо дополняют друг друга, разнообразят репертуар. Так что о вытеснении одного жанра другим нет речи.

Что касается нашумевших мюзиклов, идущих сейчас в столичных театрах, то уже замечено: «громко» прожив какое-то время, они исчезают с афиш и постепенно забываются (может, за исключением отдельных популярных арий). А театр оперетты тем временем продолжает развивать старую добрую классику, которая, я думаю, не умрет никогда!

– При всей праздничности самого слова «оперетта» театр – большой и сложный организм. Как он живет сегодня, какие проблемы приходится решать, о чем болит душа?

– Да, всякий театр – особый, даже уникальный организм, которому нужно гораздо больше, чем любому другому. Прежде всего, это более 200 работающих в одной связке, требующих особого подхода и внимания людей. Ну и весьма непростое дело содержания огромного здания. Нужно вовремя позаботиться, чтобы в нем было тепло, чисто, светло, чтобы правильно смонтировали декорации, качественно сшили костюмы к новому спектаклю. Над этим кропотливо и не менее вдохновенно, чем артисты, работают специальные цеха. По сути, в театре не бывает выходных. Сейчас идут напряженные репетиции спектаклей, в которые вводятся молодые актеры, для них, соответственно, надо пошить новые сценические костюмы. Не позволяет расслабиться и довольно плотный гастрольный график: в нашей практике – плановые однодневные выезды в Невинномысск, Кисловодск и Кочубеевский район, где тоже живет наш замечательный преданный зритель. Немало творческих и организационных забот связано с проведением бенефисов заслуженного артиста России и Азербайджана Алима Абалмасова, юбилейного вечера заслуженной артистки России Светланы Молчановой.

– Светлана Леонидовна, думаю, нельзя обойтись и без традиционного вопроса о дальнейших творческих планах.

– Их немало… Предстоящей осенью любителей оперетты ждет сюрприз. Наш земляк – пятигорчанин, долгие годы живущий в Австрии, композитор и пианист Павел Зингер преподнес царский подарок родному городу и театру: предложил к постановке мюзикл «Новое платье короля» по сказке Г.-Х. Андерсена. Это предполагает большую работу, связанную с переводом текста и шлифовкой либретто. Репетиции планируем начать в июле. А ребятам к Новому году приготовим музыкальную сказку Б. Синкина «Кот в сапогах». Кроме того, стараемся регулярно обновлять репертуар наших концертных программ, с которыми выступаем достаточно часто и успешно.

Хочется выразить признательность взыскательным ставропольским зрителям, а также меценатам и СМИ за поддержку коллектива на гастролях в краевом центре.

Наталья БЫКОВА

Вечно юная классика / Газета «Ставропольская правда» / 29 апреля 2011 г.