08:38, 15 апреля 2011 года

В книге «Голоса из провинции» можно найти «корни» своей семьи

Над его созданием работали специалисты комитета СК по делам архивов, краевого Государственного архива, ученые Ставропольского государственного университета. Первый том, охватывавший период 1917-1929 годов, вышел в 2009-м.

Во втором собраны более 500 ранее не публиковавшихся документов.

- «Голоса из провинции» привлекательны тем, что составители не пытались навязать свою точку зрения, предоставляя читателю возможность самому разобраться в истории, - считает научный редактор издания доктор исторических наук профессор Ставропольского государственного университета Тамара Булыгина. - Мы старались по возможности охватить все сферы жизни. Здесь опубликованы письма, объявления, жалобы, телеграммы, протоколы, справки, реклама, фотоиллюстрации…

Составители «Голосов…» попытались проследить судьбу того или иного документа, напечатав к нему комментарии. В главе «Экономические реалии советского общества и хозяйственная жизнь Ставрополья в представлениях местного сообщества» своего рода иллюстрацией эпохи смотрится заявление жителя села Надежда Я. М. Несынова, который обращается в райисполком с просьбой об исключении его из списка зажиточных. Автор письма с тревогой пишет: «До настоящего времени мое трудовое хозяйство состояло только в категории середняков, все государственные повинности и налоги я выполнял аккуратно, весь свой рогатый скот я сдал государству на мясозаготовку и, таким образом, кроме двух лошадей и семьи из восьми едоков ничего не имею, и я уже очутился в тяжелом материальном положении…». И как тут не посочувствовать бедному сельчанину, если на этот крик души был получен ответ: на заседании президиума Ставропольского райисполкома жалоба Якова Несынова оставлена без последствий...

Весьма любопытны документы криминального характера. Например, окружное бюро жалоб сообщает в Ставропольскую РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) о появившемся в Ставрополе аферисте, который приходил к людям под видом инспектора РКИ, «называя себя Петровым, а в других случаях Федоровым, и проводил обследование на возможность дачи ему взяток». Далее описывается внешность предполагаемого преступника: «…одет в меховое пальто, на голове клетчатая кепка, светло-русый, ниже среднего роста, худощав».

Есть свои изюминки даже в официальном протоколе заседания Ставропольской городской краеведческой конференции: речь шла о переработке местного сырья и задачах краеведения (!) в связи с коллективизацией. Один из докладчиков, товарищ Россиков, «остановился на чрезвычайно важных для местной промышленности перспективах использования местных ресурсов, как, например, использование поваренной соли (Петровский район), битуминозного сланца и других».

Особую ценность представляет раздел «Фоторепродукции». Фотодокументы и другие изобразительные материалы не только иллюстрируют текстовые документы, но и несут информативную, изобразительную, эмоциональную функции. Благодаря чему мы легко можем «оказаться», к примеру, среди участников митинга в сентябре 1930 года, где рабочие Ставропольского государственного кожевенного завода «Профинтерн» выступают за семичасовой рабочий день. С другого снимка того же года на нас серьезно смотрят организаторы колхоза «Строитель новой жизни» села Степного Степновского района.

- Наши сегодняшние современники с помощью сборника могут отыскать «корни» своей семьи, узнать что-то о родственниках. Это и неожиданно, и очень интересно! Помнится, один из ставропольских ученых, доктор технических наук, на обложке первого тома узнал среди героев фотоснимка свою маму, - рассказывает Т. Булыгина.

Новое издание архивистов адресовано не только ученым, студентам, учителям, музейным и библиотечным работникам, краеведам, но и всем, кто интересуется историей родного края. Поскольку тираж всего 1000 экземпляров, первыми его получат библиотеки, чтобы любой читатель мог ознакомиться с этими бесценными свидетельствами истории.

«Узнал свою маму»
Газета «Ставропольская правда»
15 апреля 2011 года