Выставка к 50-летию музея изобразительных искусств открылась в Ставрополе
Эта дата, безусловно, станет событием огромного культурного значения, и недаром интерес к ней уже проявился на недавно открывшейся в музее необычной выставке. Само название которой - «Дары музею» - говорит о многом. И то, что именно с нее начался в этих стенах предъюбилейный творческий марафон, конечно, не случайно. Потому как и сам музей полвека назад рождался тоже благодаря «дарам», хотя они и носили тогда государственный характер: во вновь созданный провинциальный храм искусств поступал этакий «первоначальный капитал» из запасников крупнейших столичных музеев, став крепким фундаментом для дальнейшего роста собственных фондов. О наиболее интересных и примечательных страницах истории музея речь еще впереди.
- Мы наметили на этот знаменательный для коллектива год целую программу различных мероприятий, которые и будем предлагать ставропольцам, - говорит директор музея Зоя Белая. - Хотелось бы прежде всего познакомить жителей края с лучшим из музейного собрания, в частности, с произведениями, не экспонировавшимися ранее или выставлявшимися на обозрение очень давно и редко. И хотя в отличие от более старших музеев страны за историей создания нашего музея практически нет имен каких-то знаменитых местных коллекционеров подобно Третьяковым и Морозовым, сформировавших его основу, тем не менее и у Ставропольского музея уже есть свои добрые традиции в работе с дарителями, благодаря которым накоплено немало интересного. В чем убеждают уже первые шаги по музейным залам. Поражает разнообразие, какое редко можно увидеть в одном месте в одно время. Конечно, в такого рода экспозиции непросто расположить рядом произведения столь разных жанров, стилей, техник и эпох. Казалось бы, как могут соседствовать набор фарфоровых чашек и живописное полотно, панно горячей эмали и эскиз театральной декорации, гипсовая женская фигурка и икона? Но вот в том-то и чудо, и очарование истинного искусства: здесь все эти «разношерстные» творения вовсе не выглядят складом старинных вещей, они неким таинственным образом непостижимо-гармонично «притерлись» и друг к другу, и ко всему музейному пространству. Каждый экспонат при этом - молчаливо-красноречивый хранитель души человеческой. Например, застекленный стенд с коллекцией фарфоровых и стеклянных «безделиц» середины прошлого века наверняка еще помнит заботливые руки своей бывшей хозяйки, ставропольчанки Клавдии Николаевой, завещавшей музею все эти предметы прикладного искусства - балерины, рыбки, собачки, зайчики... Когда-то такие вещицы украшали едва ли не каждый дом, но постепенно ушли из обихода и стали раритетами. Сегодня они занимают в музейных фондах и залах особое место. Только за последние десять лет в эту коллекцию поступило около 250 работ - художественная эмаль, фарфор, стекло, ткань, кожа.
Как рассказывают музейщики, каждый факт дарения не случаен. Чаще всего за ним длительный период сотрудничества музея с потенциальным дарителем. Обладатели культурных ценностей, как правило, стремятся сохранить передаваемые из поколения в поколение семейные реликвии и, только убедившись в надежности музея, готовы этими реликвиями поделиться. А вот для профессиональных художников важно с помощью музея оставить свое творчество потомкам как вклад в историю художественного процесса вообще. Так, общими усилиями более половины музейного фонда, собранного за последние 20 лет, поступило именно от дарителей. Всего набралось свыше 850 произведений! Список дарителей уже перешагнул за сотню, причем живут эти люди не только в Ставрополе, Невинномысске, городах Кавминвод, но и далеко за пределами нашего края - Москве, Санкт-Петербурге, Таллине, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Майкопе, Нальчике, Махачкале.
Ну как не восхищаться, например, подаренными народной мастерицей, ветераном Великой Отечественной войны Раисой Федоровной Мезенцевой оригинальными (всего около тридцати) вышивками, среди которых есть даже копии с картин известных живописцев! Другая ставропольчанка, долгое время преподававшая в художественном училище, Эмма Иосифовна Бахмацкая, передала музею свои замечательные панно, отличающиеся и мастерством исполнения, и неудержимой фантазией. Ее руками рождены поистине уникальные композиции, сделанные с помощью кусочков ткани, кожи, замши, шнуров, зеркал. А кисловодчанин Валентин Телесницкий, успешно работающий в области медальерного искусства, в год 65-летия Великой Победы порадовал своими не менее оригинальными произведениями - «Павшим в боях за Кавказ», «Защитникам Клухорского перевала», «Бухенвальд», «Застава в горах».
Есть среди даров и вполне экзотические. Несколько лет назад по окончании выставки «Тибет - крыша мира» привозившая экспозицию в Ставрополь группа буддийских монахов монастыря Гъюдмед подарила музею ритуальный шарф, танку («икону» на холсте) с благопожеланиями, специальный сосуд-подставку под свечи. Все эти неповторимые предметы еще не раз помогут музейщикам при формировании тематических экспозиций по истории буддизма в частности и изучении культуры Востока в целом.
- Как правило, наши дарители - люди небогатые, - заметила З. Белая, - они жертвуют музею произведения искусства, которые им принадлежат. Нередко это наследники художников, ушедших из жизни. Так, недавно музей принял новое поступление от семьи одного из основателей краевого художественного училища Василия Павловича Логачева - более ста его работ. А родители рано ушедшего из жизни Сергея Мягких передали нам 34 работы сына, которые они хранили многие годы, и теперь музей обладает всей мемориальной коллекцией этого талантливого художника.
История комплектования музейных фондов вообще достойна пера романиста! За ней - конкретные люди, непростые судьбы, необычные встречи. Так складывались отношения музея с известным отечественным искусствоведом, автором многих научных трудов и историко-краеведческих книг Ниной Молевой и ее мужем Элием Белютиным, знаменитым художником-педагогом, вошедшим в историю советского изобразительного искусства как один из организаторов памятной выставки шестидесятников, подвергшейся жесточайшей критике Никиты Хрущева. Нина Михайловна вышла на связь со Ставропольским музеем поначалу как землячка: ее дед когда-то работал на железнодорожном вокзале Ставрополя, а бабушка была родом из села Архангельского. Постепенно завязалась дружба, результатом чего стало поступление в фонды музея работ Э. Белютина. Событие вдвойне примечательное, поскольку ранее в музее вообще никакого авангардного и абстрактного искусства представлено не было, а тут сразу такое имя, как сам Белютин, основатель студии абстрактного искусства, давшей в середине прошлого века начало художественному направлению «Новая реальность».
Разумеется, значительную часть «даров» составляют произведения наших земляков. Музей гордится наличием в своих запасниках работ таких известных ставропольских художников, как К. Казанчан, А. Соколенко, Е. Должанская, В. Доде, В. Грибачев, Е. Саврасов, Н. Авсаджанов, В. Санжарова, С. Каравинский, В. Чуйков. Дружба музея с творческим союзом художников края да и всего Северного Кавказа продолжается, а значит, вскоре будут новые дары и новые радости. И пусть далеко не всегда среди новых поступлений огромные полотна, порой это совсем небольшие скромные рисунки, каждый экспонат бесконечно дорог, каждый работает на музей, на его авторитет. Можно не сомневаться в том, что с приближением круглой даты - 50-летия - у Ставропольского изомузея еще будет не один повод сказать искреннее «спасибо» новым дарителям. А потом еще не раз порадовать нас новыми открытиями в его приветливых залах, напитанных светом и теплом.
22 марта 2011 года