Модернизация сферы ЖКХ на Ставрополье будет продолжена в 2011 году
- Александр Иванович, начнем с программ по капремонту и переселению граждан из аварийного жилья. Что удалось сделать в 2010 году и каковы перспективы? Есть ли у жителей края надежда на продолжение программ?
- В Фонд было подано две заявки, в рамках которых получено 1,5 млрд рублей на капитальный ремонт 429 многоквартирных домов в 20 муниципальных образованиях края. Всего же на программу 2010 года направлено 1,7 млрд рублей с учетом софинансирования.
Одна из трех программ по переселению практически завершена. В Михайловске переселено 148 граждан, снесено 8 аварийных домов. В Ставрополе идет расселение 23 аварийных многоквартирных домов, в которых проживали 428 человек. Одно из направлений, которое мы выбрали при решении вопроса по аварийному жилью, – развитие малоэтажного строительства с применением технологий быстровозводимого жилья. Такие дома строятся в Железноводске и Невинномысске. В Изобильном появятся два малоэтажных дома, построенных с применением энергосберегающих технологий. Ожидаемое снижение энергопотребления там составляет 30%, а оплаты жилищно-коммунальных услуг – 20%. В целом по «малоэтажке» планируется расселить 27 аварийных домов, в которых проживают 490 человек, а по основной застройке – 1702 человека из 87 аварийных домов.
Таким образом, проблему аварийного многоквартирного жилья возможно решить в ближайшие два-три года. С капремонтом сложнее, но и здесь не все безнадежно. Срок работы Фонда продлен до 1 января 2013 года. В наступившем году на переселение граждан из аварийного жилого фонда в общей сложности будет направлено более 638 млн рублей. Что касается капремонта, то лимит краю еще не доведен.
Сейчас мы изучаем возможность создания краевого коммунального фонда. Вопрос сложный и неоднозначный. Комитетом был досконально изучен опыт регионов, где региональные фонды ЖКХ уже созданы. Предполагается, что при формировании системы капитального ремонта в крае будут консолидироваться средства бюджетов различных уровней, а также собственников. При этом реальная доля участия последних не будет превышать 20% стоимости ремонта.
- С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации упомянутых программ?
- Некоторым участникам программ фонда ЖКХ с трудом удавалось выполнять такое требование, как развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, инициативности собственников жилья и т. д. К сожалению, ряд муниципальных образований края не сделал даже попытки получить помощь государства. На это на заседании правительства глава края обратил внимание руководителей городов и районов. Отсутствие на местах стремления получить федеральные деньги на решение коммунальных проблем губернатор склонен рассматривать как управленческий минус.
Еще раз скажу, что успех реформирования ЖКХ в полной мере зависит от желания руководителей. Здесь приведу в пример поселения Георгиевского района. Инициатором включения их в программу по капремонту стал глава района Василий Шабалдас. Была создана рабочая группа, в которую вошли главы сельских поселений, специалисты райадминистрации и комитета края. Их четырехмесячная напряженная работа позволила пяти поселениям района получить 84 млн рублей средств Фонда и краевого бюджета.
- Помимо этого на повестке дня проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры. Этому вопросу было посвящено недавнее заседание госсовета в Сыктывкаре. Там прозвучало, что нормативный срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства. Как обстоят дела на Ставрополье?
- Проблема действительно существует. Износ коммунальной инфраструктуры в крае, к сожалению, не меньше, чем в целом по России. У нас одним из источников решения этого вопроса является краевая целевая программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2010-2012 годы», на реализацию которой выделено более 1 млрд рублей.
По подпрограмме «Модернизация, реконструкция и строительство объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры» основная часть средств пошла на газификацию сел. Построены подводящие и разводящие сети газоснабжения в 13 населенных пунктах края, их общая протяженность более 60 км.
Конечно, большое внимание уделялось улучшению водоснабжения, что предусмотрено в рамках второй подпрограммы. Так, в 2010 году к хуторам Петровский, Сотникова, Усть-Невинский, Черкасский Кочубеевского района и Сухой Изобильненского района, не обеспеченным централизованным водоснабжением, построены подводящие водопроводы. Для улучшения водоснабжения станицы Марьинской Кировского района, станицы Григорополисской и поселка Славенский Новоалександровского района построены артскважины.
В результате общий уровень газификации населенных пунктов края достиг 95,3%. А доля населенных пунктов края, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, - 90,9%.
- В числе наиболее активно обсуждаемых сейчас – вопрос о повышении энергоэффективности отечественного ЖКХ. В первую очередь речь идет об оборудовании многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Насколько интенсивно в 2010 году в крае велась эта работа?
- На краевую адресную программу «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям Ставропольского края в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 - 2011 годах» в прошлом году направлено 194 млн рублей. В результате было установлено 495 приборов учета тепловой энергии, 171 – горячей воды, 400 – холодной воды и 524 счетчика электроэнергии.
- К сожалению, в редакционной почте в последнее время увеличивается поток жалоб населения на деятельность управляющих компаний. Безусловно, комитет края по ЖКХ заинтересован в эффективном взаимодействии с ними, точнее, в том, чтобы были установлены прозрачные правила игры в сфере управления жилфондом...
- Повышение профессионализма, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций и ТСЖ очень важны как для власти, так и для простых людей. В этой сфере надо давно навести порядок, и наконец-то этот процесс сдвинулся с мертвой точки. В сентябре прошлого года Правительство РФ постановлением № 731 утвердило стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Управляющие организации обязаны размещать все данные о себе в Интернете. Нашим комитетом разработан специальный портал, на котором будет аккумулироваться вся информация об управляющих организациях. Зайти на него можно будет через официальный сайт комитета http://www.stavgkh.ru Сейчас мы дорабатываем последние технические вопросы, и с марта он заработает в полную силу.
Кроме того, управляющие компании, нацеленные на долгосрочную перспективу своей работы, и сами заинтересованы в прозрачности этого рынка. В 2010 году в крае зарегистрировали первую саморегулируемую организацию «Северо-Кавказский жилищно-коммунальный центр «Гарант». Им уже разработаны стандарты и правила предпринимательской деятельности организаций-«управленцев».
- Александр Иванович, люди очень часто жалуются в газету и на многие другие проблемы в сфере ЖКХ. Они могут рассчитывать на помощь комитета?
- Конечно. В прошлом году в наш адрес поступило 1270 письменных и устных обращений граждан, что на 230 обращений больше, чем в 2009 году. О чем это говорит? С одной стороны, о том что комитету доверяют и считают, что на краевом уровне быстрее разберутся с той или иной проблемой. А с другой – это ясно показывает, что на местах система не всегда срабатывает как надо. Наибольшее количество обращений поступило из Ставрополя и Минеральных Вод. Основные темы традиционны. Это проблемы, связанные с водоснабжением, капремонтом и переселением, беспокоит также рост платы за услуги ЖКХ.
В комитете обращения граждан не оставляют без внимания. Наши специалисты дают разъяснения, а в прошлом году они 38 раз выезжали на места. Каждую неделю веду личный прием и я. За 2010 год побеседовал с 83 гражданами. Для обратной связи с жителями края на нашем сайте работает «Гостевая книга» и «Интернет-приемная», там же вы найдете номер «телефона доверия» комитета.
Напоследок отмечу, что в прошлом году комитетом по ЖКХ, муниципальными образованиями, предприятиями жилищно-коммунального комплекса проделана большая работа по реформированию и модернизации отрасли, но это малая толика того, что еще предстоит сделать, чтобы жилищно-коммунальный комплекс Ставрополья работал как хорошо отлаженный часовой механизм.
* * *
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
результатов деятельности комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству
Свою миссию — осуществление государственной политики и управления в области ЖКХ – комитет в основном исполняет. В результате его деятельности край активно участвует в реализации всех целевых комплексных программ, способствующих решению проблем развития ЖКХ в рамках реализации стратегии его развития до 2020 года.
В соответствии с поручениями Минрегионразвития РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ комитетом составлен реестр аварийных многоквартирных домов, данные по которым внесены в информационную систему «Реформа ЖКХ». Достаточно активно ведется работа по расселению граждан из аварийного жилья.
Ежеквартально комитетом осуществляется мониторинг процессов реформирования жилищно-коммунальной сферы, в частности, проведена работа по инвентаризации жилищного фонда, позволяющая реально планировать дальнейшую деятельность как комитета, так и отдельных предприятий курируемой сферы.
Определенная работа ведется комитетом и по решению таких задач, как развитие инженерной инфраструктуры, обеспечение устойчивой работы организаций ЖКХ, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства в крае путем постепенного перевода его на самоокупаемость.
В то же время следует отметить необходимость усиления работы комитета по ряду направлений:
- обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда, прежде всего в результате создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг и осуществления мер по демонополизации. Положительным в этом направлении аспектом работы комитета является разработка сайта, на котором планируется аккумулировать информацию о деятельности управляющих компаний края;
- снижение затрат производителей услуг по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда, соответственно и тарифов на предоставляемые услуги. Ни в отчетных, ни в плановых документах вообще нет информации об уровне тарифов, их росте (в сравнении в другими регионами и в целом по РФ);
- комплексное планирование развития коммунальных систем на региональном и местном уровнях;
- недостаточной, на наш взгляд, является и работа комитета по модернизации жилищно-коммунального комплекса, которую нельзя сводить только к замене сетей и приобретению отдельных видов техники. Предприятиями комплекса должны осваиваться новые ресурсосберегающие технологии, в поиске и популяризации которых активно должны участвовать сотрудники комитета.
Декан экономического факультета СтГАУ О. Кусакина, профессор кафедры предпринимательства Т. КОСТЮЧЕНКО.
16 февраля 2011 года