Пострадавшие на производстве ставропольцы получили новые автомобили
В просторном салоне фирмы «Ставрополь-Лада», на базе которой проходило мероприятие, этих посетителей легко было отличить от остальных не только по тросточкам да костылям. Держались они, как правило, скромно, разговаривали вполголоса. Беда, что ли, приучила к незаметности. Мой собеседник из Левокумского района с запоминающейся фамилией Ломоносов – механизатор и водитель широкого профиля. Всю жизнь – с техникой. Кто мог подумать, что именно из-за нее в одночасье перевернется вся его жизнь. 27 июля 1992 года он работал на отдаленном поле СПК «Урожайненское». Старенький комбайн заартачился, комбайнер выскочил прочистить косилку от забившейся травы, но вдруг заработал барабан. В первое мгновение, когда выдернул зажатую механизмом ногу, даже не почувствовал боли, увидел лишь, что она залита кровью. И рядом никого. Как, то теряя сознание, то приходя в себя, дождался помощи, как потом доставили в больницу, везли на операцию, вспоминается с трудом. Очнулся на больничной койке уже другим человеком: на травмированной ноге не было стопы. В начале девяностых, когда в стране буйствовала перестройка, лишившая работы миллионы россиян, без помощи кормильца семье Ломоносовых пришлось очень трудно. Сергей Юрьевич в полном смысле слова учился заново ходить. Но сдюжили. Сейчас выращивают нутрий, держат овец. Дети – дочь и сын – помогают. Старшего, Андрея, как раз в день, когда Сергей Юрьевич получал машину, должны были провожать в армию. Ломоносова пропустили вне очереди.
Чудом остался в живых и электросварщик из Невинномысска В. Воскобойников. Его, сорвавшегося с огромной высоты, врачи буквально по кусочкам собирали, полученные травмы – из разряда несовместимых с жизнью. Докторам Владимир Николаевич безмерно благодарен. Но и мастерски проведенные операции не помогли бы, если бы не жена Галина, которая на протяжении двух лет выхаживала мужа. «Из могилки меня вытащила». Улыбчивая женщина рядом с Владимиром Николаевичем смущенно останавливает его, мол, все бы так же…
Не уверена, что «все», но вот Надежда Андреевна Железнякова из Георгиевска – точно в этом ряду. Она сделала все, чтобы вернуть к жизни мужа. Несчастье случилось с Борисом, когда ему было 25 лет. Молодого специалиста ценили на работе, прочили карьерный рост. В качестве сопровождающего отправили с группой на море, тогда-то и произошла авария. Вместо отдыха Борис оказался на больничной койке с ампутированной ногой и изуродованной кистью руки. Поняв, что произошло, впал в отчаяние. Жену просто гнал от себя – ты молодая, еще выйдешь замуж. Она все вытерпела. Сейчас у Бориса Николаевича пусть небольшая, но своя фирма по пошиву обуви. Взрослые дочери. Старшего внука назвали в честь деда Борисом. Когда задала своим собеседникам вопрос, что для них получаемая от государства машина, ответ был один: друг. Они выжили благодаря друзьям-женам и друзьям-близким. А вот вернуться к активной жизни без «железного друга» было практически невозможно.
По линии Фонда Б. Железняков получает авто в третий раз (установленнный срок службы семь лет), первой была мотоколяска – в просторечии «инвалидка», потом «Ока» и вот теперь «Лада». Когда в беседе слегка усомнилась в достоинствах «Оки», на защиту отечественного автопрома тотчас встал Анатолий Иванович Артюшенко из Кочубеевского района, ему после аварии едва спасли травмированную ногу. «Машина маленькая, но экономичная и надежная. Мне приходится дважды в год в райбольнице проходить курс лечения. Что бы я делал без машины». «Это огромная помощь», – подтвердил и Владимир Николаевич Воскобойников.
Стоимость машины, оборудованной в соответствии с ограниченными возможностями человека, приближается к двумстам тысячам рублей. Контингент отделения Фонда, как правило, люди небогатые. Для них такая собственность – великое дело. Немаловажно и то, что ежеквартально Фонд частично компенсирует затраты на горюче-смазочные материалы и ремонт автомобилей. В сравнении с другими регионами, по словам начальника отдела Ставропольского отделения Фонда А. Писаренко, количество выдаваемых машин все время растет. В 2000 году ставропольцы получили первые шесть машин, а в нынешнем – уже 38 (плюс две, за которые выплачены компенсации). Причем если раньше пострадавшие должны были делать частичную оплату, то теперь государство оплачивает всю стоимость.
11 декабря 2010 года