Духовный центр реабилитации наркозависимых лечит больные души
В жизни все сложнее
В Ставропольской и Владикавказской епархии обретают все большую известность духовные реабилитационные центры для наркозависимых. В них люди, решившие вырваться из дурмана, проходят не медицинское, а именно духовное оздоровление через приобщение к православной вере. Медицина пока бессильна искоренить это зло, она лишь в какой-то мере облегчает муки, и то на время. Разумеется, создатели центров не утверждают, что здесь каждому гарантировано полное выздоровление. В жизни, как и всегда, все гораздо сложнее.
Вот уже шесть лет действует первый на Юге России Спасо-Преображенский духовный центр реабилитации наркозависимых, созданный по благословению и при непосредственном участии архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана.
- Наркомания - страшная по своим масштабам и разрушительной силе беда, - убежден владыка Феофан. - А церковь никогда не проходила мимо бед социального или нравственного характера, всегда стремилась отозваться. Сегодня уже никому не надо доказывать, что работа с людьми, попавшими в эту беду, должна носить государственный характер, а не только волонтерский. Вызывает удовлетворение, что ставропольский опыт реабилитации начинает приобретать не просто широкую огласку, но и определенную оценку в стране.
Действительно, на этом опыте уже пишутся целые научные диссертации, например, учеными института им. Сербского. Значит, есть «материал», признанный и в профессиональных медицинских кругах. За годы существования Спасо-Преображенского духовно-реабилитационного центра в нем прошли настоящий курс возрождения более полутора тысяч человек. Да, не каждому удалось устоять. Но зато сколько замечательных ребят не просто вырвались из ада, а уже сами пополнили ряды неутомимых борцов с ним. Многие сегодня стали руководителями филиалов центра, действующих в Кисловодске, Невинномысске, Буденновске, Изобильном, Михайловске, Пятигорске, Ставрополе, начинается эта работа и во Владикавказе.
Это вам не идиллия
...Расположился Спасо-Преображенский центр на территории некогда существовавшей близ станицы Темнолесской полевой учебно-производственной бригады, по сути, совсем рядом со Ставрополем. Рядом, но – в сознательно оберегаемом удалении. Задумка была - увести подопечных центра от нежелательного, далеко не всегда полезного влияния цивилизации. Из этого исходили его создатели - благочинный церквей Михайловского округа, духовный наставник центра протоиерей Игорь Подоситников и бессменный руководитель Николай Новопашин. Здесь, среди первозданной природы, человеку дается возможность прийти по-настоящему к Богу, окрепнуть душой в трудах.
Вспоминаю, каким был центр в первые годы, как непросто было обживаться его «первопоселенцам». Начинали буквально на пустом месте. Сегодня, глядя на разросшееся подворье, остается лишь восхищаться упорством и трудами людей, преобразивших и души свои, и эту уникальную среду обитания. Вырос новенький жилой корпус, вот-вот готовящийся принять в уютных светлых комнатах жильцов. В прихожей - шкафы, изготовленные собственными руками. Предусмотрен просторный общий зал, частично приобретены телевизоры, диваны, кресла, тумбочки. Отопление централизованное, хотя топят пока дровами, собираемыми в окрестном лесу. Но уже есть договоренность на проведение газа. С переходом в новый братский корпус на месте нынешнего собираются оборудовать спортзал с тренажерами. Рядом - уютное здание Спасо-Преображенского храма: каждый день здесь начинается и завершается молитвой. По субботам службы проводит приезжающий из Темнолесской отец Евгений Калядин, с ним насельники проходят традиционным крестным ходом по территории, исповедуются и причащаются. А неподалеку уже поднимается ввысь новый, более просторный храм. Со временем, надеются, будет здесь и свой постоянный священник.
Предмет особой гордости ребят - разнообразное подсобное хозяйство. Кого тут только нет! По двору вольготно гуляют деловитые куры, крикливые гуси, грозные индейки, на птичнике понемногу оперяются утята, в специальных клетях звонко курлычут (иного слова не подберу!) проворные нутрии, по соседству притаились пугливые кролики, а вот вальяжно прилегли на травке трое телят - два рыжих и один черный. Неподалеку раздается блеянье барашков. За всей этой живностью зорко приглядывает молодой сторож Тайсон, готовый облаять каждого незваного пришельца. Специально для уток и гусей сооружен бассейн, летом воду к нему возят в бочках на тракторе из пруда. Огород уже убран, осталось перепахать в зиму, весной тут будут сажать картошку. Рядом заложена теплица, к Новому году своя зелень появится!
Все сделано добротно, от души. Надо видеть, с какой любовью представляет своих любимцев местный главный «животновод» Геннадий, демонстрируя шустрых двухмесячных поросят, мощного кабана Ваську и задумчивую богатыршу Лялю, готовящуюся вскоре опороситься. А ведь всю эту гогочущую-мычащую-хрюкающую армию надо своевременно покормить, прибрать во всех постройках, позаботиться о свежем сене... Словом, за красивой сельской идиллией - каждодневный и не такой уж легкий труд.
Только вера и спасает
Между прочим, Геннадий по образованию историк, по роду занятий «в миру» - бизнесмен. Он потерял все - дом, машину, дачу, семью. В 90-е годы занимался финансовой деятельностью, имел успех, легкие деньги, постепенно начал пить и... Дошел, как говорится, до последней черты. Остановил друг детства, к которому пришел взять денег взаймы на водку. Друг ужаснулся его виду. Как человек верующий, он хорошо знал про реабилитационный центр и в конце концов привез товарища сюда. Я спросила у Геннадия: не было ли у него ощущения, что ему что-то навязывают?
- Наоборот! Только вера и спасла, когда потерял уже всякие ориентиры в жизни. Сейчас-то я понимаю, что золотой телец еще хуже, чем прежние коммунистические идеалы.
В братстве Святого духа, как именуют себя живущие здесь, Геннадий два года, в Темнолесской - с января, до этого был на служении в других центрах, помогал при храмах. Что, кстати, очень помогло понять уклад жизни христианина. А изоляция, особенно на первом этапе, необходима, чтобы человек хотя бы остановился в своем грехопадении, отошел от наркотиков, чтобы немножко голова посветлела...
- Город рядом, не тянет?
- Скажу честно, я живой человек, еще совсем не старый, и по вечерам огни Ставрополя, конечно, привлекают... Где-то там дочка, которой только что исполнилось 18, послал ей поздравление и подарок скромный, очень хотелось бы с ней общаться...
Насколько уверенно чувствует себя реабилитант, прошедший свое «чистилище»? Геннадий не сомневается: всегда надо уповать на Господа. Вспоминает время служения в Изобильном и Михайловске, когда у него при себе были и телефон, и деньги, - словом, соблазн. Но все шло нормально, потому что знал: если что - надо зайти в храм, и отпустит. Здесь, в Центре, их поддерживает община. Когда приходит новый человек, он сразу попадает в атмосферу заботливого дружеского пригляда. Однако, помогая, нельзя забывать главный принцип (как у врача): не навреди! Не спешить осуждать, а если подсказывать, то очень аккуратно, потому что здоровыми-то сюда не приходят, приходят непонятыми, обиженными подранками, со своими комплексами и проблемами. А помощь нередко заключается в мелочах. В одном теплом слове. В совместной молитве. Бывает, новичок просто стоит и слушает, как читают Писание, при этом вовсе не требуется делать это часами. Как душа попросит...
Освобождение возможно!
У другого моего собеседника, Вадима, больше 15 лет «стажа» потребления наркотиков. Верующим был с детства и, как любой человек, в тяжкий момент прибегал к Богу, но случалось это редко, поскольку слишком зависим был от другого. В 2007 году освободился из мест лишения свободы, на воле, увы, опять начал колоться. И однажды батюшка в храме дал ему телефон Центра. Приехать сюда подвигло еще и то, что появилась семья, и вместе с женой Татьяной принял это решение. Какое-то время были в разлуке.
- И это правильно, лучшее, что я мог сделать в той ситуации, - уехать и заняться собой. Надо было в душе и голове навести порядок, расставить приоритеты, - рассказывает Вадим. - У нас все ребята, работающие с вновь поступившими, в прошлом такие же наркоманы. Помню, уже на первой консультации в Пятигорске именно это произвело сильное впечатление. Хотя был и дух противоречия: я и без вас все это знаю... Но постепенно в общении понял, что они смогли, у них получилось: они такие красивые, здоровые, радостные, чувствуют себя счастливыми. Значит, освобождение возможно!
Сегодня Вадим - руководитель центра в Темнолесской, правая рука Николая Новопашина. На Вадиме груз повседневной ответственности за ребят.
- Отними это у меня - останется пустота. Ответственность не дает права оступиться. Понимаешь, не дай бог, что-то плохое сделаю, сразу двадцать человек на меня посмотрят - и что скажут? Вынужден быть образцом! Постоянно приходится общаться с родителями ребят, звонят, спрашивают: как там мой? Слышишь голос матери и понимаешь: она с замиранием сердца ждет моих слов. И так приятно бывает сказать: он молодец, держится крепко. И сознаешь, что для этого стоит работать.
Никак нельзя ему уронить авторитет и в глазах семнадцатилетней дочки от первого брака. Он счастлив, что удалось наладить с ней контакт, и сейчас она уже гордится тем, что отец смог стать другим, не таким, какого она когда-то стыдилась. Ну а двухлетнему Богдану достанется уже куда больше отцовского внимания и любви... И это тоже урок для Вадима.
За забором не спрячешься
- Мы достигли такого уровня, что нашего хозяйства хватает на пропитание, теперь уже речь о том, чтобы ребята-наставники - Геннадий, Вадим, Тигран - могли заработать на жизнь, ведь среди них есть уже и семейные, а их постоянное присутствие здесь важно для приходящих новых реабилитантов, - вступает в разговор Николай Новопашин. - Сегодня по всему видно, что дело это Божье. Если понаблюдать за происходящей здесь работой, станет очевидным Божье благословение: Господь не хочет, чтобы люди погибли, а хочет, чтобы спаслись и жили.
Николай на личном страшном опыте знает проблемы наркозависимых, но знает и путь выхода из ада. И наверное, стоит прислушаться к такому человеку, когда он говорит: основная причина размаха наркомании - отсутствие четкой государственной идеологии. Ему, человеку, далекому от политики, делающему свое конкретное и очень важное дело, обидно за страну. И не случайно так сочувственно отнеслись реабилитанты к нашумевшей истории с Егором Бычковым, пытавшимся по мере собственного разумения противостоять «чуме» в своем Нижнем Тагиле. Ни в Темнолесской, ни в каком другом реабилитационном православном центре, конечно же, никаких наручников нет. Здесь и заборов-то нет! Главное условие - никаких удержаний. Только сочетание работы врачей, духовенства и добрая воля самого пострадавшего. Есть ограничения иного рода, призванные «включить» в действие духовный иммунитет личности.
- Главным полем битвы за человека остается душа, - говорит владыка Феофан. - А те, кто так радеет о правах и свободах, могут лично убедиться в системе работы Духовного центра. Но не просто приехать поглазеть из любопытства, тут не зоопарк, тут живые люди! Понятно, почему такой интерес вызвала история с судом над Бычковым. Но, во-первых, надо сказать, там организация была отнюдь не церковная. Кроме того, я, извините, не очень верю всем этим разговорам о наручниках. Но знаю, что когда у наркомана ломка, он порой сам просит, чтобы его привязывали, иначе способен наделать страшных вещей...
Вслед за владыкой хочется заметить: может, не стоит спешить бросать комья грязи в таких, как Бычков, недаром же под давлением общества приговор ему смягчен. Не лучше ли будет спросить: господа, а кто в ответе за то, что «армия» наркозависимых в стране исчисляется уже миллионами? И прежде чем «бороться за демографию», надо, наверное, сначала спасти эту армию молодых ребят, уже выращенных, выученных...
*****
Когда мы уезжали из Темнолесской общины, там продолжала вовсю кипеть работа. Ребята торопятся в погожие дни успеть поднять теплицу, укрепить хозпостройки, баню подремонтировать. Очень нужны, как выразился Геннадий, «стройматериалы в ассортименте», особенно лес... И спросили: нельзя ли обратиться через газету к тем, кто хотел бы им помочь? Любую помощь примут с благодарностью.
19 ноября 2010 года