09:25, 3 ноября 2010 года

Тамерлан приглашает ставропольцев в цирк узнать «Легенду гор»

Один из самых ярких моментов программы – номер «Горская легенда» – это почти час бешеного темпа и спецэффектов. Блестящая джигитовка, удивительная легкость и изящество трюков. Среди них самый сложный – бланш под животом лошади в момент, когда та совершает прыжок в кольцо с закрепленными в нем кинжалами. Поставил этот номер Тамерлан Нугзаров. С ним он побывал в 25 странах мира и завоевал самые престижные награды в мире циркового искусства: «Золотой клоун» из Монте-Карло, цирковой «Оскар» в Лос-Анджелесе и «Платиновая звезда» в Вероне. Перед представлением известный артист ответил на вопросы «Ставропольской правды».

– Тамерлан Темирсолтанович, как родилась идея этого уникального номера?

«Горская легенда» в свое время стала совершенно новым явлением в цирковом искусстве. В основе сюжета кавказская легенда, рассказанная мне великим танцором, моим другом Махмудом Эсамбаевым. Когда на Кавказе начинаются распри или война и вдруг появляется женщина, бросающая между враждующими сторонами снятый с головы платок, междоусобица должна быть прекращена, поскольку, сняв платок и показав волосы, женщина тем самым выставляет себя на позор. Этот номер призывает к миру и добру на Северном Кавказе.

– Вы родом с Северного Кавказа, в Ставрополе, наверное, часто бывали?

- Только когда приезжали на гастроли. Я родом из Владикавказа, отец – ингуш, мама – осетинка. Так получилось, что меня в основном воспитывала бабушка. После ее смерти я попал в детский дом. Было очень нелегко, но ни о чем не жалею и даже рад, что судьба послала мне эти испытания. При нашем детском доме была конюшня, и я ухаживал за лошадьми, тогда и влюбился в этих благородных, красивых животных. После детдома стал работать в цирке конюхом. А затем стал пробовать себя в джигитовке и лишь потом, много лет спустя, создал свой номер с участием наездников, танцовщиц. И вот уже 52 года я на арене.

Я очень хотел, чтобы на представление пришли терские казаки и дали оценку моему творчеству. Если им не понравятся наши трюки и джигитовка, то я верну им деньги за билеты. Искренне буду рад, если после программы представители казачества посоветуют мне, что можно улучшить в программе. Ведь Ставропольский край славится своими породистыми лошадьми. Здесь знают в них толк, поэтому мы чувствуем большую ответственность перед ставропольскими зрителями. Мы подготовили номер, в котором показывается вся красота этих прекрасных животных.

– У служителей арены есть свои приметы?

- Конечно. Например, когда начинается представление, нельзя перебегать дорогу перед занавесом, иначе во время шоу может что-то случиться. Не разрешаю артистам семечки щелкать в цирке, а то зрителей мало будет. Еще во всем цирковом мире существует такая примета: ни в коем случае нельзя садиться спиной к манежу. Получается, что ты показываешь неуважение к своей работе, ведь вся жизнь циркового артиста проходит на манеже.

– Трудно попасть в ваш коллектив?

- Если человек не ленится репетировать, а делаем мы это каждый день с восьми утра до двух часов дня, он останется в труппе. Лентяев выгоняю сразу. Артисты должны уважать руководителя и немного бояться. Я строгий и требовательный человек, но справедливый. У нас коллектив многонациональный. Все ребята с хореографическим образованием. Средний возраст артистов – 23 года.

– А как и где подбираете для выступлений лошадей?

- Раньше покупали на Терском конезаводе. Сейчас везде, где гастролируем, отбираем будущих артистов. У нас 25 лошадей – орловские рысаки и ахалтекинцы, есть конь очень редкой породы – липициан. Мы его купили в Вене. Эта лошадь невысокая, крепко сложенная, при этом изящная и исключительно пластичная, наделенная от природы артистизмом и музыкальным слухом. Тот, кто один раз видел прыжок липициана, во время которого лошадь как бы зависает в воздухе, не забудет впечатления легкости, создаваемого животным весом около 450 кг. Маэстро у нас может танцевать, а этому очень сложно научить лошадь.

Главное условие для работы – лошади должны быть красивые и крепкие. Дрессуре поддаются практически все, но бывали случаи, что приходилось коней возвращать, настолько строптивый и неукротимый характер у них был. Мне нравится, чтобы лошади были с характером, напористые – их интересно укрощать.

В среднем лошадь работает на арене 15 лет. Потом отдаю их в зоопарки или на частные конюшни. Плачу им «пенсию», чтобы за ними ухаживали, в общем, не бросаю их на произвол судьбы. Могу людям зарплату не дать вовремя, но деньги на содержание лошадей всегда найду.

– Если бы вам предложили начать все сначала…

- Выбрал бы только цирк. Это моя любовь на всю жизнь. Гастроли по городам и странам, встречи с известными представителями цирковых династий, работа с любимыми животными – что может быть лучше? Я недавно приехал из Грозного, там сейчас строится один из лучших цирков в мире – с тремя манежами: обычным, водным и ледовым. Меня пригласили туда в роли советника, попросили набрать коллектив, предложили стать директором грозненского цирка, но я отказался. Потому что административная работа не для меня. Я артист – как же я уйду с арены?!  

«Легенда гор»
Газета «Ставропольская правда»
3 ноября 2010 года