Как работает единый регистрационный центр налоговой службы на Ставрополье
О необходимости создания в крае единого регистрационного центра и принципах его работы нам рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы по СК Георгий Кузнецов.
- Мы давно готовились к этому событию и, несмотря на сложную экономическую обстановку, приложили все усилия, чтобы реализовать этот проект. Открытие межрайонной налоговой инспекции № 11, осуществляющей сугубо государственную регистрацию юрлиц и предпринимателей, – это однозначно шаг вперед по пути к упрощению налоговых процедур и совершенствованию всех сфер работы с плательщиками. Здание инспекции, которое было фактически перестроено и основательно отремонтировано, теперь отличается современной технической, инженерной и телекоммуникационной оснащенностью. Это позволит оперативно и качественно решать все вопросы, связанные с регистрацией.
- Тем не менее насколько целесообразно сосредоточение функций государственной регистрации в Ставрополе? Не усложнит ли это задачу тем, кто живет за пределами краевого центра?
- Нисколько. Процедура регистрации строго регламентирована законодательством. Так, заявитель оплачивает госпошлину и сдает комплект документов для регистрации – заявление по установленной форме, копию паспорта и квитанцию об уплате госпошлины – в налоговую инспекцию по месту жительства. Если все документы соответствуют нормам, то в течение пяти рабочих дней налоговая инспекция выдает свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и о постановке на учет.
Для регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) требуется более сложный пакет документов, но опять-таки, если он соответствует всем требованиям, то срок регистрации составляет те же пять дней. Отказать в регистрации мы можем только в случаях, оговоренных законодательством. Это представление неполного пакета документов либо сдача его в налоговую инспекцию, которая не соответствует месту жительства. При этом процедура передачи сведений от инспекций края в единый регцентр и соблюдение упомянутых сроков – уже исключительно наша задача.
- Регистрирующий центр уже обслуживает весь край?
- На данный момент межрайонная инспекция № 11 осуществляет регистрацию налогоплательщиков Ставрополя и Шпаковского района. И до конца года завершится процесс передачи ей данных и функционала инспекций по регистрации индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, фермерских хозяйств, а также некоторых функций по учету.
Важно отметить, что именно на базе межрайонной инспекции №11 реализована возможность получения документов о государственной регистрации в так называемом одном окне. У вновь созданных юридических лиц есть право встать на учет и получить ИНН как в Ставрополе, если это удобно, так и в своей инспекции. При внесении каких-либо изменений в регистрационные документы достаточно будет обратиться к налоговикам по месту жительства.
Если у кого-то возникнут вопросы по поводу работы новой инспекции, их можно задать ее справочной службе по телефону (8652) 35-76-33. Добавлю, что для удобства налогоплательщиков в здании межрайонной инспекции № 11 также предусмотрен просторный операционный зал, есть терминал электронной очереди, граждан обслуживают специалисты в семи окнах. Думаю, что посетители очень скоро оценят все достоинства единого регистрационного центра.
- Спрошу о востребованности других дополнительных сервисов. Налоговая служба не так давно объявила о возможности постановки физического лица на учет через Интернет. Насколько активно пользуются этим сервисом у нас в крае?
- Открытие регцентра практически совпало с введением в эксплуатацию нового online сервиса, разработанного ФНС в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». На сайте нашего управления есть баннер «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Статистики обращений пока нет, сервис функционирует только с сентября, но могу сказать, что граждане все более активно пользуются подобными новинками.
Со временем именно электронные сервисы должны стать ключевым средством взаимодействия между службой и налогоплательщиками. Мы уже сделали много шагов в этом направлении. Так, в течение этого года полноценно заработал «Личный кабинет налогоплательщика», позволяющий самостоятельно контролировать свою задолженность, отслеживать правильность перечисления налога на доходы физических лиц работодателями.
Достигнутый уровень межведомственного информационного обмена уже позволяет нам предоставлять многие услуги в электронном виде. По мере отработки механизма электронно-цифровой подписи все электронные сервисы приобретут совершенно другой статус и станут полноценной альтернативой личного обращения в налоговую инспекцию.
- Традиционно принято считать российский опыт взаимодействия граждан и государственных чиновников проблемным и застойным. На ваш взгляд, насколько все же в целом удалось продвинуться в сфере регистрации предпринимателей и юридических лиц? Как бы то ни было, это довольно важная ступень в развитии малого и среднего бизнеса...
- Сравнивая нашу систему госрегистрации с европейскими моделями, могу сказать, что мы находимся на вполне приемлемом для европейцев уровне. Уже осуществлен принцип «одного окна», законодательно закреплены сроки регистрации, а это исключает коррупционную составляющую процесса. Сейчас не требуется личного обращения в налоговую инспекцию, пакет документов можно направить по почте, что также немаловажно. Кроме того, сейчас активно внедряются способы предоставления услуг налогоплательщикам посредством сотовой связи, биллинговых технологий, с помощью платежных терминалов. Мы готовы использовать опыт других стран, так, например, в Сингапуре физическое лицо может стать предпринимателем, направив заявку смс-сообщением. Но необходимо помнить, что такой уровень взаимоотношений граждан с государством подразумевает двустороннюю ответственность. Государство отвечает за качество предоставляемых услуг, а каждый гражданин принимает на себя соответствующие обязательства.
2 ноября 2010 года