07:34, 14 сентября 2010 года

Моторесурс Шарабарова

Об истории этого предприятия он может рассказывать долго и интересно. В 1960 году на станции, бывшей тогда подразделением азотно-тукового завода (ныне «Невинномысский Азот»), заработал первый турбогенератор, и выработанный им ток «потек» в объединенную энергосистему. А уже начиная с 1967 года история ГРЭС перед глазами - Шарабаров, отслужив в армии, начал здесь трудиться машинистом в котлотурбинном цехе. Прошел все специальности до начальника смены, был избран председателем цеховой проф-организации. А в 1984 году возглавил профсоюзную организацию электростанции. Так что со знанием дела может судить Иван Викторович и о становлении профсоюзной организации Невинномысской ГРЭС, название которой, кстати, не подверглось переименованиям, постигшим станцию. В сегодняшних условиях этот факт символизирует незыблемость основ, которые должен отстаивать профсоюз, считает Шарабаров. Общественно-политическая ситуация, форма собственности меняются, а задачи, по большому счету, все те же – защита интересов работника.

На этом фронте он прошел жесткую проверку. На период его председательства пришлись самые сложные времена, связанные с переходом к рыночной экономике. Он помнит растерянность, пережитую коллективом в дни ГКЧП, когда непонятно было, что будет со страной. Не понаслышке знает, что такое неплатежи, задержка заработной платы. Тогда профорганизация совместно с руководством предприятия стремились сделать все, чтобы облегчить положение работников. В столовой кормили в счет будущей зарплаты, вместо денег выдавали выменянные по бартеру продукты и товары. Над предприятием тогда нависла реальная угроза банкротства. В арбитражном суде, куда в связи с этим приходилось ходить как на работу, И. Шарабаров представлял интересы трудового коллектива. «Чтобы никто на станции не подумал, что руководство от них что-то скрывает, - объясняет Иван Викторович. – Я регулярно бывал в подразделениях, информировал о сложившейся ситуации». В конце концов трудно было предположить, что с такой отраслью, как энергетика, случится катастрофа.

С приходом А. Чубайса и созданием РАО ЕЭС проблемы закончились. Но вскоре начались реформирование и реструктуризация единой энергосистемы. Можно сказать, урегулирование отношений, особенно трудовых, происходит и по сей день. Теперь ГРЭС в составе холдинга ОАО «Энел ОГК-5» с присутствием иностранного капитала. Не случайно и на столе у профсоюзного лидера обнаружился российско-итальянский разговорник. С новыми требованиями, которые вместе с переменами пришли на предприятие, приходится считаться. Главной заботой и в этих условиях для Шарабарова остается коллективный договор, который теперь заключается в несколько этапов и согласуется на уровне центрального офиса в столице. На четырех станциях, входящих в состав ОАО, разные условия работы и уровень социальных льгот и гарантий для работников. Условие центрального руководства – унификация колдоговорных отношений. Но так все равно не получается и не получится, по мнению Ивана Викторовича. Например, в действующем документе имеется 14 приложений, конкретизирующих несовпадающие условия. Скажем, система оплаты и премирования, как и требует работодатель, у всех одинаковая, а доплаты за вредные условия труда в силу разных обстоятельств разные. «Мое мнение - единую профсоюзную организацию все равно не создать, это нереально и противоречит нашему уставу, - отмечает Шарабаров.- Поэтому и действует для координации совет председателей «первичек» холдинга».

Другая проблема – сокращение численности работников на станции, которую работодатель упорно называет оптимизацией по вполне понятным причинам, чтобы по возможности меньше тратить денег при увольнении людей. Профсоюз ставит свой щит, чтобы не допустить произвола. Как бы то ни было, первая волна «оптимизированных», в основном это были работающие пенсионеры, ушла без обид, получив приличные выходные пособия. Но руководство не готово все время платить такие большие суммы и покушается на ряд гарантий, которые на предприятии были всегда, например, для пенсионеров - бывших работников предприятия. Пока удается отстоять. Это и есть будни профсоюзного лидера. А еще, конечно, на «первичке» лежит организация спортивных соревнований, культмассовых мероприятий, оборудование спортзалов на предприятии, пропаганда здорового образа жизни, особенно среди молодых. Работы хватало всегда.

«Моторесурс заканчивается, - шутит И. Шарабаров. – Ищу замену. Но не так-то это просто. Это в советское время было престижно возглавлять «первичку». Сегодня больше головной боли, чем престижа. Вот присматриваюсь к молодым. Это должен быть в одном лице и правовед, и экономист. Правда, консультацию всегда можно получить или в нашем отраслевом электропрофсоюзе в Пятигорске, или в ФПСК в Ставрополе, имеющих таких специалистов в своем штате. Но также надо хорошо знать коллектив, уметь общаться с людьми, где следует, проявить настойчивость, а где-то гибкость. Да и без чувства юмора профсоюзному работнику не обойтись».

Впрочем, на самом предприятии не торопятся его отпускать, считают, что энергии и моторесурса, как он сам выражается, ему не занимать. Хватает Ивана Викторовича еще и на депутатскую работу. Третий срок в составе Думы Невинномысска возглавляет комиссию по законности и местному самоуправлению. Микрорайон ГРЭС в городе химиков не мыслит другого представителя своих интересов. За трудовые достижения И. Шарабаров награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени.

Постоянен Иван Викторович и в личной жизни. Женился на девушке, которая ждала его из армии (вместе учились в школе в родной станице Воровсколесской). Вместе и в радости, и в горе. Одна из двух дочерей рано умерла. Помогали поднимать внука, которому сегодня уже 23 года. Меньшая дочь тоже работает на ГРЭС, внучка во втором классе. Хоть и ворчит порой, но такой жизнью, когда заботы не отпускают, Иван Шарабаров, по большому счету, доволен.

«Моторесурс Шарабарова»
Газета «Ставропольская правда»
14 сентября 2010 года