Футбольный эксперимент глазами провинциала
Новому президенту Российского футбольного союза С. Фурсенко не дает покоя реформаторский зуд. Едва возглавив отечественный футбол, он сразу же провозгласил курс на проведение чемпионата и первенств страны в соответствующих дивизионах по системе осень-весна («как в Европе»). А ведь вопрос этот весьма спорный, и никем серьезно в нашей стране он не прорабатывался. Реально смотревший на вещи один из его предшественников Вячеслав Колосков напрочь отметал эту идею как неосуществимую. Впрочем, Вячеслав Иванович был большой оригинал, он и женский-то футбол не воспринимал, если кто помнит. Сменивший Колоскова Виталий Мутко утверждал, что предпосылки для такого перехода еще не созрели, и когда созреют – неизвестно. Так они, по крайней мере, были людьми спортивными и футбол видели не только из окон кабинета.
У реформатора новой волны С. Фурсенко все предельно просто: за два года в два этапа он планирует перейти к новому формату. Предполагается, что взаимосвязанная четырехуровневая структура проведения соревнований сохранится. Премьер-лига будет по-прежнему насчитывать 16 команд. Первый дивизион сократят до 18 коллективов, а ниже будут пять зон второго дивизиона по 14-18 команд в каждой и десять зон у любителей.
Главным препятствием на пути подобных реформ в нашей стране умные люди всегда считали климат: продолжительную и суровую российскую зиму. Они понимали, что без газонов с искусственным покрытием, полей и трибун с подогревом соваться в подобную авантюру не просто бессмысленно, а убийственно. Сколько стадионов в стране на сегодняшний день приспособлены для игр зимой? Пусть пять или даже десять, это же не решает проблемы! А сколько предполагается профессиональных команд? Правильно, порядка 120. Тут мне представляется, что одним ловким ходом новый зодчий отечественного футбола С. Фурсенко попытается решить сразу две проблемы: во-первых, построить сколько получится современных стадионов, что похвально. А во-вторых, «отсечь» от футбола лишний балласт – тех, кто не сможет эти арены возвести или реконструировать. Наметанный провинциальный, если хотите – «периферийный», взгляд позволяет мне предполагать, что среди ненужных футболу городов в числе многих могут оказаться и Ставрополь, и Пятигорск, не говоря уже о поселке Рыздвяном. А это уже печально. И вот почему я так думаю. На обустройство арен по всей России планируется затратить более 700 миллионов рублей. Далее привожу цифры «пофедерально»: на 11 стадионов в Центральном ФО пойдет более 226 млн руб. На обустройство трех арен в Северо-Западном ФО – около 37 млн. Шесть стадионов в Приволжском ФО обойдутся казне порядка 100 млн. Реставрация трех полей в Уральском ФО потребует 45,5 млн. Сибирскому и Дальневосточному округам выделено по 155 млн руб. каждому. Всё! А где, простите, Южный и Северо-Кавказский федеральные? Или здесь и так все хорошо: тепло, светло и мухи не кусают?
При распаде Советского Союза футбольные руководители всерьез опасались деградации чемпионата России в первенство Москвы или, на худой конец, области. Сейчас подобное, скорее всего, невозможно, а к чему приведет очередной футбольный эксперимент, выяснится нескоро. Попытаемся дождаться.
11 сентября 2010 года