08:38, 20 августа 2010 года

Новые стандарты преподавания в школе через год введут на Ставрополье

В нашем крае и во многих других регионах России это очередное реформирование откладывается на год. Тем не менее внедрение новых стандартов станет одним из вопросов, которые будут обсуждаться 24 августа на краевом августовском совещании педагогов. На аналогичное совещание прошлого года в Ставрополь из Москвы приезжал главный идеолог новых стандартов, руководитель рабочей группы доктор педагогических наук Александр Кондаков. Из его выступления, помнится, удалось понять, что теперь в начальной школе детей будут не столько (или не только) учить чтению, письму и математике, сколько развивать. В том, что развитие личности ребенка есть важная цель образования, школа клянется на протяжении многих десятилетий. Советская - с шестидесятых годов прошлого века, российская - все двухтысячные. Чему же такому новому станут учить наших детей?

Прокомментировать ситуацию взялся директор Невинномысской гимназии «ЛИК» заслуженный учитель РФ Александр Калкаев. Гимназия много лет работает по развивающей системе обучения Эльконина-Давыдова, близкой к концепции новых стандартов.

По словам А. Калкаева, развивающее обучение внедрялось в школах революционной России еще в 1918 году и состояло в том, что знания давались детям не для заучивания и запоминания, а для применения их в жизни и расширения кругозора. Я сразу вспомнила страницы своей любимой детской книги «Два капитана». Герой-рассказчик романа В. Каверина Саня Григорьев именно в первые революционные годы учился в новой советской школе и описывал, как в течение целого дня на всех уроках класс изучал, например, уток. На географии - в каких странах они живут, на биологии - как утка устроена, на литературе - в каких литературных произведениях эта птица присутствует.

Теперь, насколько можно понять, это называется метапредметным подходом в обучении. От детей будут также требовать участвовать в проектной деятельности, развивающей исследовательские, творческие навыки. К примеру, не просто поливать цветок на классном подоконнике, а следить за тем, как он растет, записывать и анализировать свои наблюдения. Чем ребенок старше, тем проект сложнее.

Иной, по мнению разработчиков новых стандартов, будет мотивация детей к учебе. Сейчас ее еле-еле стимулируют оценки. Мотивацией должны стать любовь к познанию и стремление совершенствоваться. В гимназии «ЛИК» в начальной школе оценок не ставят совсем, и, по свидетельству ее директора, интересуют они в основном родителей, но не детей. Контрольные работы здесь называются «диагностическими» и оцениваются в процентах. Например, правильность выполнения работы - 80 процентов, а ее оформление - минус 10 процентов. Ребенку объясняют, стал ли он понимать тему лучше, чем раньше, есть ли рост в освоении знаний, на что обратить внимание. Дети, говорит А. Калкаев, перестают бояться своих ошибок, понимая, что на ошибках действительно учатся. Гимназисты из «ЛИКа» часто побеждают на предметных олимпиадах и в творческих конкурсах.

Есть, однако, два «но». Своих учителей, чтобы они могли так работать, руководство гимназии посылало на курсы в Харьковский институт психологии и в Москву, в Центр развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Деньги на учебу просили у спонсоров, зарабатывали... Как это будет в масштабах края - вопрос, а стандарты нового поколения - это ведь не эксперимент, их внедрят во всех школах Ставрополья, включая отдаленные сельские. И уже через год.

А сомнение «номер два» еще интереснее. Два года назад я проводила в гимназии «ЛИК» круглый стол накануне Единого госэкзамена. Учителя с возмущением говорили о том, что система развивающего обучения несовместима с механистическими требованиями экзаменационных тестов, что в выпускном классе они вынуждены от нее отказываться и переходить к натаскиванию ребят по предметам - то есть делать противоположное тем принципам, которые с начальной школы были основой обучения и воспитания.

Пожалуй, страсти вокруг ЕГЭ могут вернуться?

«Летят утки…»
Газета «Ставропольская правда»
20 августа 2010 года