08:04, 10 августа 2010 года

Как нужно готовить сыновей к службе в армии

Вроде бы все хорошо, так держать! Но вот что кроется за этими процентами и призовыми местами, какими «кровью и потом» они достаются - обычно говорить не принято. Это, так сказать, закулисье, рабочие моменты. Однако, на мой взгляд, рассказывать об этом надо, чтобы постараться исключить их в будущем.

С 1 апреля по 15 июля из Ставрополья в армию были призваны 8 тысяч 700 человек. В краевом военном комиссариате (в том числе в его городских и районных отделениях) во время весенней призывной кампании прошли медицинскую комиссию около 30 тысяч. Психологические и физические нагрузки, которые испытали на себе работники военкоматов и врачи, просто колоссальные не только из-за объема сделанного, но еще по ряду причин.

Вот, к примеру, один рабочий момент. Жительница Ипатовского района Валентина Потапова (здесь и далее фамилии родителей призывников изменены по этическим причинам) была не согласна с медкомиссией крайвоенкомата, признавшей ее сына годным к срочной службе в Вооруженных силах. Женщина повезла парня в Москву, в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН, и там якобы полностью подтвердили ее опасения насчет здоровья ребенка. Только вот подлинник столичного документа-заключения или его ксерокопию мамаша представить в военный комиссариат отказывается наотрез. Зато грозит обратиться в суд на медкомиссию крайвоенкомата и потребовать не только возмещения расходов на поездку в клинику, но и компенсацию морального ущерба, оцененного ею в миллион рублей..

- Поведение более чем странное, ведь если у родительницы есть такие «козыри» на руках, то пусть она их и откроет, - недоумевает председатель краевого комитета солдатских матерей и семей военнослужащих, член общероссийской общественной организации «Совет родителей военнослужащих России» Татьяна Мундеренко. - Но Потапова отказалась продемонстрировать бумаги даже мне, хотя приходила за советом и помощью. Не понимаю, зачем устраивать весь этот спектакль и мотать людям нервы. А таких людей, поверьте, немало. Я никоим образом не хочу кого-то обидеть, ведь сама по призванию защищаю и родителей, и призывников. Но обидно, когда некоторые ищут различные способы, чтобы мальчишек, как сейчас говорят, «отмазать». К слову, у меня многие командиры воинских частей спрашивают: а работаю ли я с родителями, у коих к 18 годам вырастают наркоманы, пьяницы, ни к чему не приспособленные и ни на что не способные лодыри? Что я могу ответить военачальникам - что родители - это взрослые люди и должны сами отвечать за свои поступки и своих детей.

Краевым комитетом солдатских матерей разработана не только «родительская» тематика, а целая программа: «Роль семьи, школы и государственных органов в подготовке защитника Отечества». Общественная организация готова проводить конференции и семинары, но, по словам Татьяны Георгиевны, здесь пока еще недостаточна поддержка властей. А вопрос между тем очень серьезный, убеждена она, учитывая нынешний годичный срок службы, за который при любых условиях невозможно «сделать» полноценного солдата. Защитника, как тут ни рассуждай, нужно воспитать еще до срочной службы.

А в развитие «медицинской» темы можно привести и другую иллюстрацию. Родительница из Изобильненского района, некто Калустова, обратившись в краевой комитет солдатских матерей, удивлялась, почему медкомиссия военкомата «не сочла нужным считаться с заключениями других врачей» и признала ее сына годным к службе в армии. А ему, дескать, назначено лечение у невропатолога и лора.

- Где бы и как бы мамы ни собирали медицинские справки и заключения, пусть даже они ходили к «большим» врачам и академикам, все это не может повлиять на решение медицинской комиссии военкомата, - разъясняет Татьяна Георгиевна. - Насколько подобные справки отражают реальное состояние здоровья призывника - вопрос. Медкомиссия же военкомата создается на основании распоряжения губернатора, где указывается перечень учреждений, задействованных в освидетельствовании будущих воинов, и тем самым этим учреждениям и медработникам оказывается доверие.

Но в случаях, когда родители сомневаются в правильности решения медкомиссии, им предоставляется возможность повторно обойти вместе со своим ребенком всех врачей и убедиться, что никто специально не отправляет «больное» чадо служить. Нередко такой обход совершается в сопровождении одного из членов комитета солдатских матерей.

Примечательно, что уже на протяжении многих лет представительницы комитета во время призывной кампании дежурят в краевом военном комиссариате. Они выслушивают жалобы ребят и их родителей, принимают деятельное участие в разрешении проблем, конфликтов или недоразумений. К будущим воинам солдатские матери обращаются не иначе как «сыночки».

Известно, что папы и мамы, как правило, плотно загружают сумки и рюкзаки своих сыновей различными продуктами, дабы ребенок «не голодал» два-три дня, которые проведет на краевом призывном пункте. И бесполезно объяснять родителям, что их сын ни в чем нуждаться не будет - государством ему обеспечено полноценное трехразовое питание. Вареных кур, колбасу, пирожки, котлеты и прочие вкусности в первую очередь съедают не призывники, а элементарная плесень. Продукты не просто пропадают, они становятся опасными для здоровья, вот и летят в мусорный бак. Кроме того, по личным наблюдениям Мундеренко, очень часто родственники-доброхоты мастерят всякие «сюрпризы» - то алкоголь в коробку из-под сока нальют, то в апельсин шприцем спирта закачают. А иной папаша и стакан водки сыну протянет в автобус уже перед отправлением в часть.

К слову, к качеству питания в крайвоенкомате подходят довольно строго. Дежурная из комитета солдатских матерей по инструкции своей организации обязана попробовать то, чем кормят призывников. И ее нельзя обмануть или перехитрить, преподнеся специально приготовленные блюда. Женщины обычно просят у кого-нибудь из «сыночков» уже взятый им с общей раздачи поднос с тарелками, а юноша берет себе новую еду. Летом нынешнего года во время обеда одной из дежурных показалось, что рыбу подали «с запахом», и она забила тревогу. На «место происшествия» через считанные минуты прибыло все руководство крайвоенкомата, в том числе и военный комиссар Юрий Эм. В результате недолгого разбирательства выяснилось, что повара хотели как лучше - побаловать ребят морской рыбой, действительно имевшей непривычные вкус и запах. Дары моря перед приготовлением были проверены врачами и признаны вполне пригодными для употребления. И хотя жалоб от призывников не поступило, рыбу заменили сосисками. Однако ее все-таки смогли попробовать все желающие. Это лишний раз доказывает, насколько бдительны представители краевого комитета и как небезучастно к возникающим проблемам руководство крайвоенкомата.

- К нам, к сожалению, не обращаются с радостью, - сетует Татьяна Георгиевна. - Все больше с проблемами. И причем в последнее время некоторые родители даже важные вопросы пытаются решить, не приходя в комитет. Звонят по телефону и откровенно врут (я прекрасно это определяю!), что, дескать, находятся далеко от Ставрополя, а вот консультацию или совет им бы надо дать незамедлительно. Судьбу ребенка хотят решить по телефону! Разве для серьезного дела такой разговор нужен?! Им все некогда, они спешат. Я всегда при встречах с папами и мамами повторяю, что сын - это особая категория жизни. Не надо с ним сюсюкать и менять подгузники до совершеннолетия. Наоборот, необходимо развивать его с пеленок, чтобы он вырос здоровым, сильным и умным. Вырос настоящим мужчиной, что поможет ему вернуться из армии закаленным и возмужавшим. А такие мужчины нужны нашему краю, ведь это они будут строить дома, убирать урожай и растить детей.

«Особая категория жизни»
Газета «Ставропольская правда»
10 августа 2010 года