Платные дороги - реальная перспектива для Ставрополья
Между тем появилась надежда за несколько лет серьезно «подтянуть» состояние дорог Ставрополья и приблизить его к реальным нуждам экономики региона. В частности, край рассчитывает получить на это необходимые средства в рамках реализации стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, куда вошли практически все проекты утвержденной ранее Стратегии развития сети автомобильных дорог Ставрополья до 2025 года, сообщил в интервью «СП» министр дорожного хозяйства СК И. Васильев.
- Игорь Александрович, начну с вопроса, волнующего многих жителей края. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы дороги в регионе соответствовали требованиям времени?
- Приходится признать, что социально-экономическое развитие Ставрополья сдерживается, в числе прочего, из-за неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог общего пользования. Так, остро ощущается недостаток соединительных дорог, их низкая пропускная способность, дефицит обходов населенных пунктов. Да и прочностные характеристики ставропольских дорог не рассчитаны на современные нагрузки. К примеру, большинство из них строилось с расчетом на движение автотранспорта с осевой нагрузкой в шесть тонн, тогда как новые требования выше вдвое, а то и втрое. То же можно сказать и о мостовых сооружениях.
Причины такого положения дел очевидны. Средства на капитальный ремонт дорог начали выделяться лишь с 2008 года, и их крайне не хватает. Скажем, в нынешнем году на содержание и ремонт дорожной сети региона выделяется 1,2 миллиарда рублей, тогда как реально требуется более десяти миллиардов.
В прошлом году была принята Стратегия развития сети автомобильных дорог до 2025 года. Ее реализация предусматривает обеспечение транспортной доступностью всех населенных пунктов края. Впрочем, это не означает, что по краю развернется масштабная стройка - министерство намерено развивать существующую сеть автодорог. Необходимости в строительстве новых дорог нет, требуется реконструкция имеющихся сетей и доведение технических характеристик наших дорог до более высоких технических категорий. Уже определены транспортные коридоры, которые должны принести экономическую выгоду Ставрополью в силу его удачного географического расположения. Это направление, связывающее порты Черного и Каспийского морей, международный транспортный коридор «Север - Юг» и туристско-рекреационные коридоры, которые в перспективе значительно повысят доступность курортов как Кавминвод, так и соседних республик. Все эти моменты нашли отражение в комплексной стратегии развития СКФО.
- Но тем не менее это пока перспективы. Вы упомянули про скудное финансирование отрасли. Насколько напряжен ее бюджет в нынешнем году?
- На 2010 год бюджет нашего министерства утвержден в размере 2,08 миллиарда рублей. В эту сумму включены средства из федеральной казны - почти 450 миллионов рублей, выделяемые на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения. Безусловно, в таких условиях невозможно сразу вывести на новый уровень запущенное дорожное хозяйство. Но ведется довольно большая работа.
По итогам первого полугодия по ремонту и содержанию дорожных сетей министерством освоено более 570 миллионов рублей, что составляет 44 процента от годовых назначений. Более 90 миллионов рублей (14 процентов от лимитов) потрачено на строительство и реконструкцию. Это в первую очередь автодорога Пятигорск - Георгиевск. И уже заключены госконтракты по другим важным объектам, а кое-где уже стартовали масштабные работы.
- Назовете наиболее приоритетные проекты для Ставрополья?
- О многих из них говорилось и раньше. В частности, в Новоалександровском районе наконец началось строительство новой объездной автодороги. Необходимость в обходе райцентра назрела давно. Большое количество транзитного транспорта в сторону Краснодарского края проходит по улично-дорожной сети Новоалександровска. А улицы города изначально не были рассчитаны на столь интенсивное автомобильное движение, они перестали справляться с постоянно увеличивающимся потоком машин. Отсюда неблагоприятная экологическая обстановка в городе, рост дорожно-транспортных происшествий и т. д. Для избавления райцентра от этих проблем построим асфальтированную дорогу общей протяженностью 12,25 километра, состоящую из двух проезжих частей шириной по 4,5 метра каждая. Работы будут вестись в три этапа, на реализацию первого пускового комплекса край выделил 152,6 миллиона рублей. Специалисты ДЭСУ-2 имени В. И. Демидова провели геодезические разбивочные работы и приступили к снятию растительного слоя грунта там, где будет пролегать новая трасса. Она позволит вывести большую часть транзитного транспорта за пределы населенного пункта.
Постепенно «развязываем» узел близ Георгиевска, куда сегодня вынужденно заходит весь транзитный транспорт. Я уже упомянул о трассе Пятигорск - Георгиевск, которая ранее была самой загруженной и аварийной в крае. Здесь реконструировано два пусковых комплекса, теперь этот участок соответствует первой технической категории. Ставропольчане получили широкую, удобную и безопасную дорогу. В четвертом квартале будет введен в эксплуатацию очередной участок с транспортной развязкой в разных уровнях. Кроме того, в нынешнем году проходит масштабная реконструкция участка автомобильной дороги Георгиевск - Новопавловск. Этот объект в каком-то роде можно считать уникальным для края. К концу года планируется ввести два пусковых комплекса, здесь будут построены два тоннеля, причем без прекращения движения по железной дороге.
Многие, наверное, уже заметили, как изменился мост на автодороге Ростов-на-Дону - Ставрополь, где не только был произведен ремонт полотна, но и заменены плиты, ограждения и тротуарные блоки. Попутно замечу, что проблема мостов довольно актуальна для нашего края. Не так давно мы провели инвентаризацию мостового хозяйства региона. Результаты неутешительны - выявлены бесхозные объекты, не решена проблема ремонта и реконструкции мостов через каналы. Вместе с федеральными структурами и муниципальными образованиями министерство работает над решением проблемы приведения их в надлежащее состояние.
- Кстати, о муниципальных образованиях. К сожалению, муниципальные дороги у нас нередко остаются без внимания властей и, соответственно, необходимых средств...
- Действительно, отношение муниципалитетов к содержанию и ремонту вверенных им дорог, общая протяженность которых составляет почти 30 тысяч километров, вызывает беспокойство на краевом уровне. Деньги на дороги выделяются, но порой появляются вопросы о том, как они расходуются.
До недавнего времени краевые власти и органы местного самоуправления занимались дорогами, находящимися в их ведении, порознь. И такая разобщенность, как видим, не очень хорошо отразилась на дорожном хозяйстве региона в целом. От таких подходов решено отказаться, и министерство дорожного хозяйства уже приступило к заключению с муниципальными образованиями соглашений о взаимодействии. В нем не идет речь о каких-то финансовых моментах, документ предполагает сотрудничество в области обеспечения безопасности движения на дорогах, обмен опытом, статистической и аналитической информацией о состоянии инфраструктуры. В совместном ведении сторон будут находиться вопросы передачи дорог из муниципальной в краевую собственность и наоборот, изменения режима движения транспорта при проведении дорожных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных артериях края. Министерство поможет муниципалитетам в планировании и развитии дорожной сети, внедрении современных технологий при строительстве и ремонте объектов. Муниципалы, в свою очередь, обязуются содержать дороги в порядке, информировать министерство о планах, текущих работах и возникающих трудностях, а также использовать выделяемые на дорожную инфраструктуру средства по назначению. Кстати, таким образом будут регулироваться и отношения в сфере дорожного сервиса.
Соглашения уже подписали несколько районов, и, уверен, к концу лета сотрудничать с министерством будут все муниципалитеты края.
- Скажите, как вы относитесь к платным дорогам, о чем немало в последнее время говорится в прессе?
- Введение подобных взаимоотношений между автовладельцами и собственниками новых автодорог мне кажется вполне логичным и выгодным для всех сторон. И хотя это вполне реальные для российских регионов перспективы, есть некоторые загвоздки. И прежде всего это неопределенность на начальных этапах строительства трасс, которая, конечно, пугает инвесторов. У нас в смету при расчете стоимости дорожных проектов закладывается абсолютно все, включая перенос коммуникаций и выкуп земельных участков, домовладений. Представьте, сколько согласований нужно пройти на стадии проектирования! А на Западе вопросы инфраструктурного плана решают муниципалитеты, предоставляя дорожникам готовую строительную площадку. Это сказывается и на стоимости проекта в целом.
Тем не менее надо сказать, что появились инвесторы, готовые вкладывать деньги в развитие транспортной инфраструктуры региона. Такие проекты выгодны и региону, и транспортным компаниям, которые смогут доставлять грузы более оперативно. Но для того чтобы эти идеи «заработали» и стали реальностью, еще надо решить некоторые правовые вопросы.
- Игорь Александрович, напоследок затронем, скажем так, социальный аспект. Испытывает ли отрасль кадровый дефицит, престижно ли сейчас работать в дорожном хозяйстве?
- На мой взгляд, отрасль в этом плане не теряла престижа. Об этом можно судить в числе прочего и по тому, что к дорожному хозяйству не потеряла интереса молодежь, и мы получаем толковые кадры. Молодых специалистов привлекает стабильность отрасли. Ведь показательно, что даже в кризис ни на одном предприятии в крае, занятом в дорожном хозяйстве, не было задержек заработной платы. И более того, за счет собственных оборотных средств предприятиям даже удалось порадовать свои коллективы пусть не очень большим, но все же повышением зарплат, которое компенсировало хотя бы инфляцию. Улучшаются условия труда, в том числе и благодаря постепенному обновлению техники, которое удалось возобновить в прошлом году, и применению новых технологий в работе дорожников. Продолжаем также налаживать и социальное партнерство с отраслевым профсоюзом. Хотя, к сожалению, в последнее время он потерял силу, и трудовые коллективы предпочитают для урегулирования взаимоотношений с работодателем создавать свои проф-союзные ячейки на местах. Это, как показывает практика, имеет больший эффект.
3 августа 2010 года