08:15, 23 июля 2010 года

Выставка карачаевского художника Ислама Крымшамхалова открылась в музее–усадьбе Ярошенко в Кисловодске

Судьба плодов его творчества печальна. Сохранилось всего девять произведений. Остальные были уничтожены в 20–е годы прошлого века вместе с библиотекой и личными архивами. По одной из версий, новую власть не устраивала классовая принадлежность Крымшамхалова. Ведь он был потомком карачаевского княжеского рода. Это и перевесило его деяния на благо своего народа. Все девять работ хранятся в музее Ярошенко, в постоянной экспозиции находится только одна. Сегодня и все остальные на целых полгода обрели свое место на стенах выставочного зала в гостевом доме усадьбы.

– Вот работа, которая у нас находится в экспозиции постоянно, – это «Николай Александрович Ярошенко на этюдах», – рассказывает заведующая научным отделом музея Анна Боровик. – Фон – «красные камни» в Кисловодске. А на графических работах – портреты. К сожалению, мы не знаем, кто на них изображен, но, судя по всему, это люди, близкие Исламу Крымшамхалову.

Даже дом–музей Крымшамхалова в Теберде не имеет столь ценных экспонатов. Приблизить творчество художника к народу, который свято чтит его память, призван недавно открывшийся экскурсионный автобусный маршрут. Он связывает музей–усадьбу Ярошенко в Кисловодске и музей Крымшамхалова в Теберде. Ислам Крымшамхалов действительно очень много значит для карачаевцев. Он вкладывал большие личные средства в развитие горного края, в исследовательские экспедиции. Много внимания уделял образованию народа: составил карачаевскую азбуку, переводил на родной язык стихи Пушкина, басни Крылова. Его с полным основанием можно назвать просветителем. Сограждане ценят его и за то, что сегодня называется интернационализмом, а в XIX веке было естественным состоянием души каждого просвещенного человека.

Среди друзей Крымшамхалова были люди разных национальностей. Их объединяло стремление к познанию, творчеству, деятельности на благо народа, просветительству. С Коста Хетагуровым Ислам Крымшамхалов познакомился во время совместной учебы в Ставропольской мужской гимназии. И впоследствии Крымшамхалов, как очень многие представители княжеских родов Северного Кавказа, был направлен на службу в горский полк, охранявший императора Александра III. Он три года служил в Петербурге. Там же в это время учился в Академии художеств Коста. Дружба, зародившаяся между этими двумя людьми, продолжалась всю жизнь. Осетинский поэт ввел Крымшамхалова в круг русской интеллигенции. Возможно, именно тогда Крымшамхалов познакомился и с Николаем Ярошенко. В 1881 – 1884 годах в Петербурге проводились выставки передвижников, а Ярошенко, как мы знаем, был одним из руководителей «Товарищества передвижных выставок». Судьба связала этих творческих людей навсегда.

– Дом в Теберде, – рассказывает Анна Боровик, – великолепный гостевой дом! Туда приезжали лучшие представители интеллигенции. Художники Дубовской, Касаткин, Куинджи и другие вместе с Ярошенко ездили в Теберду, отдыхали там. Почему именно Теберда? Потому что и Крымшамхалов, и Ярошенко, и Хетагуров были больны туберкулезом. И вот там они как раз создали первые такие дома, куда можно приезжать отдыхать.

Кристально чистый воздух высокогорья, буйная растительность, другие неповторимые особенности местности хоть на какое–то время продлили жизни талантливых сыновей своих народов. Поэтому Крымшамхалов считается еще и одним из основателей Тебердинского климатического курорта.

Вот как много нового можно почерпнуть, заглянув в запасники музея.

Татьяна ТАРАРИНА
«Тайны музейных запасников»
Газета «Ставропольская правда»
23 июля 2010 года