09:08, 20 июля 2010 года

Иностранные граждане теперь могут получить патент на трудовую деятельность

Нечастый случай: хотя касающиеся выдачи патента поправки в Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступили в силу с 1 июля, новая норма уже востребована. За две недели необходимый пакет документов у нас в крае сдали в УФМС 126 иностранных граждан, а четверо уже успели получить патент. Аналогичная ситуация и в остальных регионах СКФО, что наглядно свидетельствует о «жизнеспособности» не имевшего ранее аналогов новшества не только в столицах, но и в провинции.

Правда, за столицами регионам все равно не угнаться. С одной стороны, по части плотности потоков трудовой миграции Ставрополью заведомо не под силу тягаться ни с Москвой, ни с Питером. С другой – спрос на гувернанток, садовников и прочих «домашних специалистов» в провинции, где миллионеров не так уж и много, ограничен. Между тем гастарбайтер с патентом осуществлять трудовую деятельность может лишь в сфере, не связанной с предпринимательством. Проще говоря, нанять его вправе только работодатель в статусе физического лица и только для выполнения работы, которая прибыли (нанимателю) не приносит.

Отметим, что если спрос на «патентованных» гувернанток на Ставрополье вряд ли будет исчисляться хотя бы сотнями, то со строителями, например, ситуация иная. Занятые на возведении частных домов трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья работали и работают зачастую без разрешения. Что чревато привлечением к административной ответственности и для них, и для работодателей. Более того, работодателя и к уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) могут привлечь, прецеденты уже есть. Ну а теперь, ежели получить патент, нет ни вопросов, ни претензий.

Отсюда, надо полагать, и проявившаяся сразу, с первых дней июля, активность иностранцев в деле оформления документов. При том что за патент надо платить по 1000 рублей в месяц, это невысокая цена за легализацию в качестве иностранного рабочего. Тем более что срок действия патента с учетом разрешенных продлений составляет один год, после чего иностранец вправе обратиться за получением нового патента. И никаких конфликтов с законом: удостоверяющий личность документ, патент, квитанция о своевременной его оплате за текущий месяц – вот всё, что трудовой мигрант должен иметь при себе.

Разумеется, как подчеркнул Казбек Эдиев, реализация на практике нормы о патенте потребует особого внимания со стороны инспекторов иммиграционного контроля. В том числе и потому, что и разного рода «посредники» наверняка попытаются сделать на поддельных патентах деньги, и попыток использования иностранцев с патентами на коммерческих объектах исключать нельзя. Но это тот случай, когда овчинка выделки, что называется, стоит. По неточным данным (достоверной статистики нет), в крае сегодня проживают две-три тысячи иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на нелегальном положении. И оформление патентов – реальная возможность для легализации если и не всех, то хотя бы каждого второго-третьего.

Причем с выгодой для краевой казны – плата за патент поступает в региональный бюджет. Хотя в данном случае куда важнее другое – патент как инструмент либерализации миграционного законодательства позволяет обеспечивать разумный баланс интересов на рынке труда. С одной стороны, сохраняется система выдачи разрешений на работу в рамках установленных для региона квот привлечения иностранной рабочей силы. С другой – иностранные граждане с правом безвизового въезда в Россию могут «вне квоты» наняться на работу, которая не востребована местными жителями. И что немаловажно, наняться с заключением трудового договора на условиях, их устраивающих. И - все по закону.

textarea

Александр САБУРОВ
«Патент для гувернантки, он же - для строителя»
Газета «Ставропольская правда»
20 июля 2010 года