Ставрополье получит последний транш из Фонда содействия реформированию ЖКХ
Напомним читателям, что в 2007 году был принят Федеральный закон №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который определил условия финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов и средств собственников жилья. В 2008 году комитет СК по ЖКХ разработал адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», направил в Москву пилотную заявку, получил ее одобрение, а затем, и первый транш. К настоящему времени эта схема отработана трижды, четвертая заявка уже одобрена, деньги поступили. Таким образом, за три года вместо запланированных четырех миллиардов Ставрополье полностью выбрало отведенный ему Фондом по строчке «капитальный ремонт» лимит – 4,6 млрд рублей. В поощрение за активность краю «накинули» еще 107 млн рублей, как говорится, сверх нормы. Они будут освоены в рамках пятой, теперь уже точно заключительной заявки. В общей сложности – с учетом последних двух заявок – будут отремонтированы 1300 многоквартирных домов в Ставрополе, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске, Минеральных Водах, Георгиевске, Буденновске, Невинномысске, Железноводске и более чем десятке сельских территорий.
Благодаря довольно щедрой госпрограмме сотни видавших виды домов в крае были приведены в порядок. Но еще тысячи остались за бортом программы. На что надеяться их обитателям теперь, когда поток федеральных денег вот-вот иссякнет, и каковы перспективы развития регионального жилкомхоза? На эти и другие вопросы корреспондента «СП» отвечает первый заместитель комитета СК по ЖКХ Ольга Силюкова.
– Ольга Александровна, что было реально сделано на объектах, вошедших в программу? Известно, что первоначально Фонд содействия реформированию ЖКХ ориентировал участников программы на комплексный ремонт жилищного фонда. У нас же пошли по пути «каждой сестре по серьге»…
– Действительно, позиция Фонда – проводить комплексный ремонт домов. Но, понимая, что денег на самом деле не так уж много, мы постарались по максимуму охватить ту часть жилого фонда, которая нуждается в ремонте. Поэтому упор делался в основном на самые «больные» места: замену инженерных сетей и лифтов, ремонт фасадов и кровель. Дома, где проведен комплексный ремонт с применением новейших технологий, тоже есть. Скажем, в Пятигорске на одной из многоэтажек установлены солнечные батареи, которые помогут жителям экономить энергоресурсы. Но, к сожалению, такие примеры пока исключение из общего правила. Решить все проблемы, накопившиеся за десятилетия, одним махом нереально. С помощью программы мы закрыли около 20 процентов от имеющейся потребности. Однако нужно понимать, что реализация 185-го Федерального закона преследовала своей целью не только и даже не столько капремонт жилья, сколько реформирование всей системы жилищно-коммунального хозяйства в стране. Можно сказать, что средства, выделяемые регионам, – это в большей степени приз, рычаг, призванный пробудить органы местного само-управления и собственников жилья от хронической спячки. Чтобы они начали наконец понимать: от их инициативы зависит то, в каких условиях они живут.
– Когда программа по кап-ремонту только стартовала, у многих муниципалитетов возникли проблемы с выполнением условий вхождения в нее. В частности, ощущалась серьезная нехватка управляющих компаний и ТСЖ. Каким образом удалось переломить эту ситуацию?
– Мы работали только с теми, кто хотел этого, пусть даже и не имея четкого представления, с чего начинать. Выезжали на места и вместе с руководителями органов местного самоуправления думали, кого нужно привлечь и как решать организационные вопросы. В пример приведу Георгиевский район, от которого в четвертую заявку вошли сразу пять небольших сельских поселений. Глава администрации района В. Шабалдас лично контролировал выполнение всех запланированных мероприятий.
– Не секрет, что у «большого ремонта» есть не только светлая сторона. В СМИ, в том числе и в редакцию «Ставрополки», довольно часто обращаются люди, недовольные качеством работ: то крыша течет, то новые трубы «рвутся». Что делается для того, чтобы урегулировать конфликты между собственниками и подрядчиками, выполнявшими ремонт?
– Все подрядчики несут ответственность за качество ремонта. Например, гарантийный срок для кровли – пять лет. Однако спорить не буду, среди них встречались и недобросовестные компании, пришедшие просто сорвать большой куш. В таких случаях за брак отвечать должен тот, кто нанимал их на эти работы, то есть управляющая компания или ТСЖ. Но таких фактов на самом деле немного. Нас проверяли и Росфиннадзор, и представители Фонда содействия реформированию ЖКХ. Результаты мониторинга подтвердили, что в целом качество проведенного капитального ремонта отвечает установленным нормам.
185-й ФЗ был ориентирован именно на то, чтобы разбудить инициативность собственников жилья. В тех домах, где люди проявили активную позицию, контролировали составление смет и ход ремонта, настаивали на устранении недостатков, до последнего не подписывая акты приемки работ, и результат соответствующий. Там же, где дело было пущено на самотек, управляющие компании вместе с подрядчиками извлекли из ремонта прибыль и благополучно забыли про дом, его жильцов и их проблемы.
Кстати, в этом отношении гораздо легче было работать с небольшими муниципалитетами, где есть реальная конкуренция на рынке управляющих компаний. Пока в крупных городах идет передел данного сегмента, причем зачастую не совсем здоровый – когда администрации не прочь поучаствовать в этом. Маленькие образования, наоборот, развиваются в правильном направлении. Вот, например, Предгорный район, а если точнее – поселки Ясная Поляна и Нежинский. Свои управляющие компании здесь шевелятся слабо, и рынок начали активно занимать организации из городов КМВ. Предприимчивые люди понимают, что если брать в управление дома не нахрапом, а работать добросовестно, то можно обеспечить себя на всю жизнь.
– По вашему мнению, это реально? В приватных разговорах многие коммунальщики жалуются, что честно зарабатывать в этой сфере невозможно.
– Когда ты пришел на рынок надолго и всерьез, то реально. Если цель – быстро поживиться, нет. Грамотные управляющие знают, что проще честно потратить деньги на дом, его утепление, устранение протечек и т.д., чтобы избежать больших потерь впоследствии и получать реальную отдачу от коммунальных платежей.
– Вернемся к проблемам домов, которые не попали в программу по капитальному ремонту… На что надеяться их жителям? Ведь самим им практически нереально осилить многомиллионные затраты на «реанимацию» видавшего виды жилья.
– В мае в Казани прошло всероссийское совещание, на котором представители 83 субъектов как раз поставили вопрос: что же делать теперь, когда федеральная программа подошла к концу? Народ понял выгоду участия в ней, выстроился в очередь, а деньги уже закончились. Были озвучены два сценария: либо продолжать деятельность Фонда, либо разработать другие механизмы решения проблемы. При этом ясно, что переложить всю ответственность на регионы было бы неправильно. Богатые территории и без поддержки федерального центра решали и будут решать свои проблемы. А что делать бедным? Поэтому нужен единый механизм, регламентированный федеральным законом. Как один из вариантов предлагается создать специальные региональные фонды, где будут аккумулироваться средства федерации, субъекта, муниципалитетов и собственников. И на эти деньги продолжать ремонтировать многоквартирные дома. Только собственникам придется платить уже не пять процентов от суммы расходов, как это практикуется в рамках пока еще действующей программы, а фиксированную сумму. Например, в Татарстане, где такой фонд уже действует, установлена плата в размере пяти рублей с квадратного метра жилья. Плюс этого предложения, пока находящегося в виде достаточно сырого законопроекта, в том, что средства будет контролировать исполнительная власть субъекта, то есть государство будет нести ответственность за их целевое использование. Никакие управляющие компании доступа к фонду иметь не будут. Ведь нет гарантии, что любая из них завтра не «растворится» где-нибудь вместе с деньгами. Кроме того, предложенным проектом предусматривается привлечение региональными фондами заемных средств под будущие платежи населения. Думаю, если он получит статус закона, это поможет решить часть накопившихся проблем. Я говорю часть, поскольку, по подсчетам специалистов комитета, на то, чтобы капитально отремонтировать все нуждающиеся в этом на сегодняшний день многоквартирные дома в крае, необходимо не менее 59 млрд рублей. А время идет, и каждый год к порогу физического износа подходят все новые и новые объекты.
– Ольга Александровна, капремонт – лишь одно из направлений, фигурирующих в 185-м ФЗ. Не «заглохнет» ли после сворачивания масштабного финансирования реформа ЖКХ на других фронтах?
– Впервые термин «реформа ЖКХ» появился в президентском указе в 1997 году. Время шло, и к 2007 году стало ясно, что коммунальный воз никуда не сдвинулся. Даже Федеральный закон № 185 с его реальной финансовой поддержкой сумел расшевелить далеко не всех. Судите сами: на Ставрополье насчитывается больше трехсот муниципалитетов. Реформой охвачено только 20 из них. Пусть в части территорий нет многоквартирного жилья – в общей сложности они составят половину от общего числа. Но в 170 муниципальных образованиях есть такие дома, и каждый – со своими проблемами. Не вошли в программу райцентры – Благодарный, Дивное, Ипатово, Светлоград, Новоалександровск, Зеленокумск…
В первую очередь необходимо выстраивать нормальный конкурирующий рынок коммунальных услуг. Сегодня здесь творится настоящая вакханалия. Жилищный кодекс прописал основы функционирования коммунального бизнеса, но государство не дало конкретного рецепта, например, относительно того, какой должна быть управляющая компания. Да, предполагалось, что это будут субъекты малого и среднего бизнеса, у которых в управлении находится пять-шесть домов. Чтобы управляющий знал всех собственников в лицо, был в курсе, что в этой квартире ненадежная проводка, а в той проживают незарегистрированные квартиранты. На деле, мы все знаем, получилось иначе. Хочу отхватить кусок рынка побольше, пообещаю жителям что угодно, лишь бы получить их дома в управление. А потом хоть трава не расти.
Сейчас в Государственной Думе РФ рассматривается закон, предписывающий создание саморегулируемых организаций в сфере управляющего бизнеса. Мы, честно признаться, очень заинтересованы в его принятии. Смысл задумки в том, чтобы прописать правила игры для всех участников рынка. Так, чтобы нельзя было в порядке личной инициативы установить зарплату дворнику, убирающему тысячу квадратных метров, на уровне 10-15 тысяч рублей, и предъявить это собственнику как факт, не требующий объяснений. Нужно сделать ценообразование на услуги управляющих компаний прозрачными и доступными для понимания собственников. Ведь сегодня разобраться, за что с нас берут деньги и куда они реально уходят, практически невозможно. Необходимо установить гарантийные обязательства, чтобы отсечь с рынка недобросовестных игроков. Кроме того, мы намерены в ближайшее время заняться программой «Управдом», которая реализуется под эгидой партии «Единая Россия». Она нацелена на обучение старших домов, председателей ТСЖ правовым основам их работы.
– Сколько времени, на ваш взгляд, требуется на то, чтобы привести отечественную систему ЖКХ к балансу?
– Лет десять, не меньше.
– А что в это время делать собственнику? Ждать чуда?
– Ни в коем случае. Надо вникать в эти процессы и проявлять инициативу. Государство выстраивает свою политику в сфере ЖКХ таким образом, что если собственники не будут шевелиться, то за них это не сделает никто. Иначе продолжим бездумно платить неизвестно за что недобросовестным управляющим, а наши деньги будут утекать в «черную дыру».
10 июля 2010 года