08:12, 25 июня 2010 года

Оперный спектакль впервые пройдет в ставропольской филармонии

На этот шаг отважилась хрупкая женщина, директор филармонии заслуженный работник культуры России Валентина Куникина, сумевшая собрать вокруг себя замечательную творческую команду. Сама театровед по образованию, выпускница ГИТИСа, много лет отдавшая краевому театру драмы, Валентина Викторовна всегда мечтала о постановочном статусе филармонии. Правда, этому предшествовала долгая дорога забот и размышлений.

- Этот проект мы обговаривали с нашим маэстро Юрием Каспаровым уже в первые дни совместной работы, с моим приходом в коллектив, – рассказывает Валентина Викторовна. – Дело в том, что оперного жанра явно недостает в культурной палитре Ставрополя, особенно в последние десятилетия эта ниша никем не занята. Если когда-то к нам ежегодно приезжали на гастроли такие известные оперные труппы, как кишиневская, улан-удэнская, питерская, и был зритель, любивший и знавший этот жанр, и залы были полны, то сейчас картина совсем иная. Да, раз в год бывает оперетта, но это совсем другое.

Мне припомнилась беседа с В. Куникиной шестилетней давности, тогда в «Ставрополке» к завершению очередного филармонического сезона было опубликовано интервью с «говорящим» заголовком. «Есть и классика, и джаз, будет и опера!». Так и случилось.

Однако воплотить мечту – непростое дело! Сначала прошел сложнейший этап капитального ремонта (это отдельная история). Практически одновременно формировались и творчески крепли коллективы симфонического оркестра, камерного хора, хореографического ансамбля «Слобода», пополнился состав талантливых вокалистов. Все они ныне занимают видное место среди самых любимых у публики. Но чтобы подойти вплотную к созданию оперы, нужно для начала освободить сцену, переместив музыкантов в специальную оркестровую яму, которая в филармонии просто-напросто отсутствовала. Впрочем, для одержимых мечтой нет непреодолимых препятствий. И яма появилась! Правда, столько было раздумий с этой ямой, экспертов вызывали, специальную краску подбирали, отказались от микрофонов, чтобы не возникало никаких лишних шумов. Главный дирижер симфонического оркестра заслуженный артист России Юрий Каспаров признается:

- Поначалу были сильные сомнения: как музыканты там разместятся, как вообще мы зазвучим? Я и сам боялся. Все ходил по зрительному залу, слушал отовсюду и понял, что все будет нормально.

И вот наконец приступили к работе над одноактной оперой «Алеко». Выбор не случаен. Да, она небольшая, но настоящая жемчужина, освещенная именами сразу двух исполинов отечественной культуры – Рахманинова от музыки, Пушкина от литературы… Коллектив погрузился в волшебный, творчески дерзновенный процесс освоения нового. Слушатель помнит: ранее в филармонии оперные номера если и звучали, то лишь фрагментарно, в концертных программах, соответственно – без декораций, без сценических костюмов, без какого бы то ни было действия… Все это нынче приходилось делать, не имея ни своего поделочного цеха, готовящего декорации, ни костюмерного, ни реквизиторского… Нанимали специалистов со стороны, и проект, конечно, вышел не дешевый, но энтузиасты верят, что он окупится.

Первый среди приглашенных специалистов – постановщик спектакля, главный режиссер Волгоградского оперного театра «Царицынская опера» заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик. Эта фамилия достаточно известна в нашем крае по периоду работы М. Ковальчика художественным руководителем Пятигорской оперетты. Михаил Станиславович вообще всю жизнь отдает культуре отечественной провинции – от Красноярска до Волгограда. Знает прекрасно Ставрополье, нашу публику. На приглашение откликнулся сразу и с большим интересом. Но почему? Ведь в Ставрополе «почва» для оперы совершенно невозделанная, а вдруг ни артисты, ни публика еще не созрели?

- Хорошо известно: Россию всегда спасали подвижники, без которых многое бы просто не состоялось, – говорит Михаил Ковальчик. – Например, без усилий купца Третьякова не было бы нынешней знаменитой картинной галереи. А разве его кто-то заставлял или дал ему деньги на это? История страны славна именно такими людьми. Это привлекло меня и в Валентине Викторовне. Еще приезжая в Ставрополь с Пятигорской опереттой, видел, что она делает очень много интересного, необычного. А посмотрите на сегодняшний репертуар филармонии. Какие удивительные возможности у ставропольчан познакомиться с широчайшей музыкальной палитрой не только России, но и мира! Добавлю, артисты Ставропольской филармонии, выступая у нас в Волгограде, имели огромный успех. Так что хоть я и ехал сюда поначалу из любопытства, имея в виду, скорее, концертное исполнение оперы, все оказалось гораздо серьезнее. И несмотря на кажущееся безумство коллектива филармонии, я понял: такое безумство надо поддержать! Как очень смелый шаг в освоении абсолютно нового жанра. Особенно учитывая, что в Ставрополе нет своего музыкального театра, что для меня вообще непонятно…

Недоумение гостя, увы, имеет основания: отсутствие музыкального театра в столице края – нонсенс! (Впрочем, у нас и кукольный в аварийном здании, а театра юного зрителя и вовсе нет…). В Волгограде, рассказывает М. Ковальчик, опера выросла на базе антрепризы, то есть город последовательно воспитывался на одном из высочайших жанров. И вот уже десять лет как на берегу Волги существует стационарный оперный театр, кстати, вполне доступный самой широкой публике.

- Живой вокал и оркестр дают такую эмоциональную волну, какую ни один другой вид искусства не даст, – убежден режиссер. – В Ставрополе нынешний шаг просто необходим, он назрел еще лет двадцать назад… Думаю, мы и дальше продолжим сотрудничество нашего театра с вашей филармонией именно в оперном жанре.

Чувствуется, гостя по-настоящему увлекла эта работа, ему профессионально интересно участие в смелом эксперименте. А то, что возможности пока не столь велики, не всегда плохо, наоборот, считает М. Ковальчик, ограничения вообще часто рождают яркий сценический поиск. Работа на сопротивление даже интереснее, а неуспокоенность должна быть присуща истинно творческому коллективу.

Несомненно, особую свежую струю вместе с режиссером вносят в работу над первой ставропольской оперой и приглашенные солисты. Одна из них – воспитанница Московской «Новой оперы» Наталья Виноградова, недавно влившаяся в коллектив Пятигорской оперетты, – уже знакома нашей публике по ряду блестящих выступлений в Ставрополе. Ее мы услышим в роли Земфиры. Партию молодого цыгана споет солист Саратовской оперы Павел Корчагин, на которого возлагаются большие надежды. А образ главного героя Алеко поручен признанному мастеру народному артисту России Борису Брусневу.

Напряженно-вдохновенные репетиции убедили М. Ковальчика в том, что В. Куникиной удалось собрать очень интересную команду, используя в основном местные творческие силы, – дирижер, художник, хормейстер, балетмейстер, вокалисты. И все они – люди, отлично знающие свое дело, достойные своего нынешнего смелого шага. Имеющие на него право. Их талант, их увлеченность будут востребованы в полной мере. А еще с ними просто радостно вместе работать!

Вполне подготовлена и аудитория – годами целенаправленной, продуманной работы, например, прекрасно зарекомендовавших себя студенческой и детской филармоний. Ведь это воспитание будущего потенциального зрителя. Со взрослой публикой пока не так здорово, как могло быть, к тому же премьера выпала на период летних отпусков и каникул, кто-то уже уехал отдыхать, тем не менее событие такого уровня не останется незамеченным. Ставропольская государственная филармония выходит на новый уровень, и ее сегодняшние усилия, может быть, дадут толчок к созданию оперного театра, пусть даже на другой, специально выстроенной сцене.

- Абсолютно убежден: история высоко оценит этот шаг, совершаемый коллективом под руководством Валентины Куникиной, – говорит Михаил Ковальчик. – Скажу больше: то, что я к этому прикоснулся, и мне делает честь! Тем более я чувствую определенную ответственность перед краем, с которым связано много добрых воспоминаний. Наш совместный творческий проект – повод для руководства Ставрополья серьезно подумать над тем, что столица должна быть не только экономическим, но и культурным центром. Не надо жалеть вложений в культуру, все это воздастся!

- Более того, благодаря высокоразвитой культуре можно поднять и экономику, и сознание людей, изменить общественное настроение, – поддерживает коллегу Юрий Каспаров. – Вот почему надо и филармонию новую строить, и свою консерваторию открывать, чтобы молодые таланты не уезжали из края… Я сегодня вижу горящие глаза музыкантов – они счастливы, рады новой интересной работе и очень хотят доставить эту радость публике.

Все мои собеседники уверены: высокая музыка должна быть доступна,и дело это государственное. Современная Европа немыслима без оперы. К примеру, в не самой большой стране Германии более 70 оперных театров! Всюду оперный бум, полные залы, а какие фестивали классической музыки немцы проводят… А если вспомнить Италию времен Верди, когда каждый извозчик знал все популярные арии из опер и мог их напеть… В Корее сегодня, рассказывают, в лифтах звучат записи классики. А у нас всюду только один «бум-бум»…

Но нет, к счастью, не всюду. И потому давайте считать: осталось всего три дня до исторической премьеры в филармонии! А в планах коллектива уже следующая постановка: это будет «Травиата»…

«Безумству храбрых поём»
Газета «Ставропольская правда»
25 июня 2010 года