В краевом центре состоялась IX научно-практическая конференция «Общество и психическое здоровье», на которой специалисты обсуждали проблемы психологической компетентности учителей.

О том, как преодолеть конфликтные ситуации в школе и сохранить психическое здоровье детей и педагогов, корреспондент «СП» беседует с главным психиатром края, главным врачом Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы №1 Игорем Былимом.

Былим Игорь Анатольевич

Былим Игорь Анатольевич

© Фото: Александр ЦВИГУН

– О проблемах внутри школы сегодня говорят и пишут очень часто. Один из примеров – нашумевший телесериал «Школа». От каких психологических проблем, по вашему мнению, сегодня страдают ученики и педагоги?

– Я не открою ничего нового, сказав, что прежде всего это непонимание внутри школы – между учителем и школьником. Кроме того, есть непонимание и со стороны родителей. На конференции мы как раз об этом говорили: согласно последним исследованиям, 35 процентов пап и мам вообще не знают, что, кроме образования, может дать школа их детям. Если перечислять основные психологические проблемы, то нужно назвать и работу с трудными детьми. Зачастую педагоги воспринимают ленивых, упрямых, небрежных учеников как «плохих» и просто ругают их. При этом мало кто подозревает, что такое поведение – это начальные проявления какой-либо болезни. Учителя должны обладать знаниями, чтобы уметь замечать первичные симптомы отклонений, а не принимать их за банальное хулиганство. А в среде педагогов главной проблемой сегодня является эмоциональное выгорание.

– Что значит синдром эмоционального выгорания на взгляд психиатра?

– Это довольно обобщенное определение хронического негативного психического состояния. Постоянная тревожность, стресс наблюдаются у работников образования не месяц и не два, а длительное время. В науке это состояние относится к третьей стадии стресса, что практически означает истощение. Главное, что оно не проходит внутри личности, а проецируется на окружающих и прежде всего на учащихся. Через несколько лет работы в школе преподаватель выгорает, ему становится неинтересно. Он превращается в раздражительного, нервного человека. Все это деформирует личность ребенка. И само собой, влияет на учебный процесс: как в таком случае ожидать от школьников активности, трудолюбия и высоких оценок? Кстати, в США после пяти лет работы в школе учитель не допускается к выступлению в суде в качестве свидетеля, потому что он не может быть объективен. Синдром эмоционального выгорания характерен не только для педагогов, но и для представителей других профессий, которые постоянно должны проявлять о ком-то заботу. В том числе от этого страдаем и мы, врачи.

– Получается, те, кто выбрал самые гуманные профессии, рано или поздно неизбежно «выгорают»?

– Нет, можно долго и успешно работать, профессионально не выгорая. Возможно, мои простые советы кого-то удивят. Элементарных правил здорового образа жизни никто не отменял, и педагоги, как и все мы, должны стараться правильно организовывать отдых и досуг, рационально пользоваться своим временем, следить за здоровьем. А чего ждать от психологического состояния, если не высыпаться, есть на ходу и мало двигаться? Не стоит выходить на работу во время простуды, пропускать профилактические осмотры и «лечить» стресс алкоголем. Людей без проблем нет, но здоров только тот, кто умеет их решать. Поэтому педагог должен уметь справляться с психологическими проблемами. Для этого необходимо знать особенности своей личности, регулярно заниматься психоанализом, проходить тренинги, снимающие синдром эмоционального выгорания. Психологи, психиатры и психотерапевты готовы помочь в этом учителям. Поэтому на конференции мы презентуем свои программы и методы преодоления этого синдрома.

– Игорь Анатольевич, а как сами педагоги относятся к термину эмоциональное выгорание. Принимают ли?

– Его существование признают все, но выходить из этого состояния мало кто готов. Многие попросту не могут взять себя в руки. К тому же очень мешает гордыня. Признать свое внутреннее бессилие, перестать передавать свое нездоровье другим и обратиться за помощью – вот что, на мой взгляд, самое трудное для педагогов.

Екатерина КОСТЕНКО

Гореть, но не выгорать / Газета «Ставропольская правда» / 26 мая 2010 г.