Октябрина Ряполова - участница взятия Сапун-горы
Когда началась Великая Отечественная война, Октябрина стала проситься на фронт. Однако в военкомате говорили, дескать, по годам не подходишь — рано еще! А когда девушке исполнилось 18 лет, она добилась желаемого: окончила курсы связисток и была направлена в одну из частей Сивашской Краснознаменной ордена Суворова дивизии.
Ряполова вспоминает об освобождении в 1943 году станицы Крымской Краснодарского края, являвшейся костяком всей обороны советских войск на том направлении.
- Отступая под ударами наших войск, - рассказывает ветеран, - противник после потери Краснодара отвел свои части на новый рубеж. В апреле войска 56-й армии вступили в тяжелые бои с немцами, а в ночь с 4 на 5 мая станица была освобождена. Потеряв такую выгодную позицию, враг лишился главного звена обороны между рекой Кубань и Новороссийском. Это была одна из важнейших наших побед.
Дивизия, в которой служила Октябрина, участвовала в форсировании Сиваша, выходила на Крымский полуостров, продвигалась на Севастополь. Ярчайшим событием военных лет для пожилой женщины до сих пор является взятие Сапун-горы. От жесточайших и изнурительных боев на высоте не осталось ни одного живого дерева, вся земля была выжженной и мертвой. Но как раз это и позволяло фашистам хорошо просматривать местность. Октябрина Григорьевна получила приказ срочно восстановить перебитый снарядами кабель — от телефонной связи тогда зависели судьба боя и жизни сотен бойцов. Немцы, заметив связистку, стали вести прицельный огонь. Когда пули свистели рядом, ей приходилось буквально врастать в каменную породу горы. Руки, изрезанные острыми осколками камней, продолжали тянуть кабель. Казалось, фашисты не отпустят ее живой, но судьба распорядилась по-другому: Октябрина не погибла, но получила ранение и была контужена.
Великую Победу она встречала в Прибалтике в звании младшего сержанта. Но не только сражениями живет в ее сердце война. На фронте познакомилась с будущим мужем. После войны у них родилась дочь, появился внук.
Когда мы общались с Октябриной Григорьевной, она со скромностью настоящего героя достала из шкафа свой военный китель, с трепетом провела рукой по наградам, которых у нее больше двадцати. Самыми дорогими она считает медали: «За отвагу», «За победу над фашистской Германией», «За освобождение Крыма» и «За оборону Кавказа».
Лермонтов.
15 мая 2010 года