07:48, 8 мая 2010 года

Павел Лещенко прошел дорогами войны от начала до победного завершения

Это строки из воспоминаний командира того самого 95-го стрелкового полка подполковника Павла Лещенко. За мужество, проявленное при взятии плацдарма на Немане, 24 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мало кто на Ставрополье знает, что этот героический человек, прошедший дорогами войны от самого ее начала до победного завершения, – наш земляк, уроженец села Константиновского (ныне Петровского района). Имени носителя двух орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени, орденов Суворова, Отечественной войны, Красной Звезды до недавнего времени не было даже на памятной плите в списках героев-ставропольцев, что на Аллее Славы в парке Победы краевого центра. А все потому, что Павел Афанасьевич, будучи человеком военным, служил в разных концах страны и из жизни ушел далеко от родного Ставрополья. «Получается, что мой отец, – рассказывает сын героя Василий Павлович, – не ставрополец, хотя здесь он родился, здесь живем и мы, его потомки».

Восстановить справедливость Василий Лещенко пытался несколько лет: куда только не обращался – все тщетно. Но незадолго до празднования 60-летия Победы потомку героя пришел ответ из городской администрации: «Дано поручение об организации работы по увековечиванию памяти вашего отца, Павла Лещенко». Однако работы этой Василий Павлович дожидаться не стал, а письмо воспринял как руководство к действию…

Сняв размеры надписей, высеченных на монументе в парке Победы, Лещенко изготовил трафарет. «Я долгие годы проработал на заводе «Сигнал», поэтому бывшие коллеги без труда помогли мне», – вспоминает мой собеседник. После Василий Павлович поставил в известность руководство парка о своем замысле, предъявив «пропуск» – то самое письмо из городской администрации. Предложение помочь Лещенко не принял и своими руками «вписал» имя отца-героя в память будущих поколений… «А после, – вспоминает он, – собрал у монумента всех родичей, носящих фамилию Героя».

Василий Павлович – главный хранитель семейных ценностей и отцовских реликвий. Особенно дорожит он пожелтевшим листком с записями отца о памятных днях фронтовой дороги.

«…Последние бои, проведенные на территории Белоруссии и Литвы. Последнее сопротивление врага на нашей территории… Чувствуя неминуемую гибель, враг цепляется за каждый удобный рубеж при подходе к реке Неман, в районе города Алитус. Там, за Неманом, оплот Германнии – Восточная Пруссия…».

На том берегу гитлеровцы надеялись организовать прочную оборону и изо всех сил старались оторваться от наших войск, чтобы подготовить оборонительные укрепления заранее. Их замысел был разгадан. Перед гвардейским стрелковым полком, которым командовал Павел Лещенко, стояла задача преследовать врага и днем, и ночью, как можно быстрее выйти на Неман и, если удастся, форсировать реку.

«…Каковы силы противника? Система огня, глубина и быстрота течения Немана? Посоветовавшись с командирами батальонов и штабными офицерами, принял решение: организовать переправу, не дожидаясь подхода остальных частей. Это было чрезвычайно важно, чтобы не задержалось наше наступление, чтобы не дать немцам зацепиться у Немана.

Первая попытка форсирования оказалась неудачной – огонь фашистов был слишком сильным, плоты из сырого дерева тонули. Тогда пришлось принимать другое решение – разбирать сараи и пустые деревянные дома, а из них делать небольшие плоты на два-три человека, чтобы рассредоточить их по всей переправе».

Когда первая рота форсировала Неман, Павел Лещенко перенес в ее боевые порядки свой командный пункт и немедленно поднял бойцов в атаку. Воспользовавшись замешательством врага, все подразделения гвардейского полка почти беспрепятственно переправились через реку. Лещенко хорошо понимал, что это еще не победа – предстоит тяжелая оборона плацдарма. Враг, имея численное превосходство, постарается сбросить назад в реку батальоны полка. Но гитлеровцы медлили… Этим и воспользовался Павел Афанасьевич: новой стремительной атакой гвардейцы смяли фашистов, ворвались в город Алитус и после скоротечного боя заняли его.

Теперь главная задача командира – организовать оборону. Гвардейцы рыли окопы, приспосабливали для огневых позиций каменные строения, оборудовали укрытия. Ждать неприятеля долго не пришлось: в небе появились вражеские самолеты, которые буквально «утюжили» позиции полка, затем огонь открыла немецкая артиллерия. А после мощного огневого налета фашистская пехота при поддержке танков пошла в атаку.

Из истории известно, что в том бою гитлеровцы имели многократное превосходство в живой силе и технике, поэтому не сомневались в успехе. Но не тут-то было! Гвардейцы открыли огонь и отсекли пехоту от танков. Перегруппировывая свои силы, неприятель предпринимал одну атаку за другой. Бой переходил в рукопашные схватки. И всюду, где складывалась тяжелая обстановка, появлялся командир полка Павел Лещенко.

Понеся тяжелые потери, к концу дня враг прекратил атаки. А ночью на помощь нашим бойцам подошли новые части. Плацдарм за Неманом был удержан. «…Гвардейцы были непреклонны в своей цели – победить, и мы победили…». За эту операцию группе боевых товарищей присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них наш земляк, командир 95-го стрелкового полка подполковник Павел Афанасьевич Лещенко.

«Плацдарм за Неманом»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2010 года