00:00, 3 марта 2010 года

Юрий Хуцистов о лечении сердечно­сосудистых заболеваний в Кисловодске

­ В те времена, которые сейчас называют застойными, руководители города делали все, чтобы вывести из первой охранной зоны жилые дома и сооружения, не связанные с обслуживанием санаторно­курортного комплекса. Даже киоски, что тянулись от железнодорожного вокзала к Нарзанной галерее, убрали, потому что эту нагрузку посчитали вредной для курорта. Были серьезные научно обоснованные подходы к развитию санаторно­курортного комплекса. Сейчас они забыты и заброшены в угоду сиюминутным экономическим выгодам. Зато вновь появились киоски на спуске к Нарзанной галерее! Почти все строительство в городе в последние годы ведется во вред климату и гидроминеральной базе курорта.

­ Наверняка многие готовы вам возразить: мол, город и курорт тоже должны развиваться...

­ Как раз по тогдашнему генеральному плану Кисловодска предусматривались зоны для развития курорта. Одна – от старого озера в сторону Замка коварства и любви. Я тогда работал главврачом санатория «Велинград» ­ так мы даже терренкуры проложили. Но все заглохло. Сейчас там понастроили кирпичных заборов: захватили участки и бросили.

Вторая зона, которую собирались обустроить курортной инфраструктурой, находится между санаториями «Москва», «Россия», «Джинал», имени Орджоникидзе. Там были частные дома. Людей отселяли, освобождали место под парк. Но затем пришли временщики, и вместо курортной инфраструктуры на этом месте понастроили элитных коттеджей. Куда теперь расширять курорт, непонятно. Что касается развития города, то последние десять лет я называю «временем упущенных возможностей». Власти абсолютно не занимались транспортными развязками, хотя они крайне необходимы Кисловодску, разделенному железной дорогой.

Приведу только один пример. Все знают, как трудно и дорого сделать «прокол» под железнодорожным полотном. Но почти напротив администрации такой «прокол» существует с давних пор. Обустрой его – и весь транспорт, что направляется на улицу Широкую, Дзержинского и далее в курортную зону, уйдет по новой дороге. Сразу резко уменьшится количество машин, а значит, и загазованность в центре города. Но вместо этого на перекрестке улиц Кирова и Широкой построили многоэтажный элитный дом и тем самым перекрыли возможную трассу.

Второй готовый «прокол» существует на въезде в город. Его хоть и не застроили, но ничего не сделали, чтобы проложить там транспортную развязку. Только нынешняя администрация впервые всерьез занялась проектированием.

­ Перегруженность автотранспортом – беда Кисловодска. И тут одними развязками не обойтись.

­ Действительно, из­за автомобильных выхлопов мы теряем одно из главных достояний курорта – кристально чистый воздух. Но стоит только заикнуться об ограничении транспорта, как тут же начинают кричать о нарушении прав человека.

Я вижу два пути решения проблемы. Во­первых, существуют государственные дорожные знаки, которые нужно рационально использовать. Во многих городах перед центральной частью ставят «кирпич». И никому ничего не объясняют, не доказывают. Почему в Москве старый Арбат пешеходный? Почему в центре Санкт­Петербурга появляются закрытые для транспорта зоны? Вот и у нас надо без стеснения использовать «кирпич», особенно в центре. Кисловодск – маленький город, ничего страшного не произойдет, если автомобилист до парикмахерской пройдет пешком. Но при этом, будьте добры, сделайте нормальную объездную дорогу.

Кроме того, я считаю, что все­таки можно ограничить въезд в Кисловодск. Для этого надо использовать бренд особо охраняемого эколого­курортного региона и на уровне краевой Думы принять соответствующее решение. Одновременно подключить прессу, телевидение, разъяснить людям: воздух на курорте должен быть чистым.

­ А что со строительством? Вы обмолвились, что оно идет во вред климату и источникам минеральной воды.

­ Курорт – это нежная субстанция. Когда­то ученые определили, что здания выше трех этажей в Кисловодске строить нецелесообразно – можно повредить подземные водоносные слои. Сейчас об этом никто не вспоминает. Посмотрите, какого монстра построили в центре города. Такое впечатление, что над Кисловодском демон навис. Что городу это здание дает? Жилье для очень богатых людей. В плане инфраструктуры – только лишняя нагрузка на ветхие сети. И таких объектов масса. Сегодня, например, идет строительство вдоль реки в центре города ­ изуродовали набережную. Ну, будет там торговля. Да разве люди приезжают на курорт, чтобы купить трусы, штаны или майки? Они приезжают за здоровьем.

Любой город, а тем более курорт, должен развиваться согласно генеральному плану. А его в Кисловодске уже много лет нет: прежний якобы устарел, а создать новый у местных властей все руки не доходили. Только нынешняя администрация впервые этим серьезно озаботилась. Но пока генплан не принят, я считаю, нельзя допускать строительство новых объектов.

­ Но вернемся к главному: может ли курорт Кисловодск существенно повлиять на оздоровление нации?

­ Безусловно. Каждый год терять по полтора миллиона россиян из­за сердечно­сосудистых заболеваний – это страшно. Причем многие умирают в расцвете сил – в 40­50 лет. Сегодня колоссальные деньги выделяют на строительство в регионах высокотехнологичных клиник, где бы могли выполнять очень сложные и дорогостоящие операции. Но если бы человек в начальной стадии заболевания сердца приезжал в Кисловодск и получал профилактическое лечение, гулял по нашим замечательным терренкурам, он бы не попадал в эти клиники. Тот эффект, который получают с помощью дорогущих лекарств, у нас дают прогулки по парку и нарзанные ванны. Причем в отличие от медикаментозного лечения – без каких­либо побочных последствий.

Поэтому государство должно посчитать, что выгоднее: сделать доступным санаторно­курортное лечение или проводить дорогостоящие операции, а потом еще всю оставшуюся жизнь содержать инвалида? Я убежден, что Кисловодск может и должен активно участвовать в решении архиважной государственной задачи – снизить смертность от сердечно­сосудистых заболеваний.

«Сквозь призму курорта»
Газета «Ставропольская правда»
3 марта 2010 года