00:00, 3 марта 2010 года

Семинар для психологов образовательной отрасли прошел в Ставрополе

Завершился семинар круглым столом, на котором участники совместно с ведущими ­ заместителем директора Центра Екатериной Поповой и доцентом кафедры Северо­Кавказского социального института Сергеем Пешковым ­ пытались нарисовать психологический портрет учителя. В зале присутствовали 111 специалистов из всех территорий края, и разговор получился бурным. «Завела» участников история, рассказанная Сергеем Пешковым, который нашел ее в Интернете. Некий молодой человек, проходя мимо мусорных баков в своем дворе, увидел валяющиеся на земле фотографии. Это был фотоархив (а может, просто содержимое выпотрошенного семейного альбома) старой учительницы. Увидели эти снимки на экране и психологи в зале: фотографии учительницы вместе с первоклассниками и выпускниками, дореволюционные фото «на паспарту» людей с красивыми благородными лицами, наверное, ее родственников... Как все это оказалось на помойке? И какая память останется от современного учителя, что его­то ждет?

Портрет сегодняшнего педагога, нарисованный во время дискуссии, оказался ближе, скорее, к социальному, чем к психологическому. Много говорили о падении престижа профессии, о низких заработках. Обсуждали вопрос, ждать ли учителю серьезной помощи от государства или надеяться в основном на свои внутренние ресурсы, чтобы удержаться в школе. Семьдесят процентов учителей в России не владеют компьютерными технологиями, как они смогут найти общий язык с учениками, говорили одни. Да учитель в провинции, особенно в сельской, просто не может позволить себе покупку персонального компьютера, а курсы для пользователей теперь почти везде платные, возражали другие... Шла речь о профессиональном выгорании. Как сказала одна из участниц, выгорание ­ это когда было горение. А если педагог в школе с 8 до 18, работает много лет на две ­ две с половиной ставки, то там все погасло давно. Много нареканий было на электронные СМИ, не только на пресловутый фильм «Школа», но и на программу известного телеведущего, который недавно показал сюжет о якобы торгующей наркотиками завуче школы, ­ причем сообщил об этом как о деле решенном задолго до окончания следствия и суда...

От самих педагогов выступила заместитель директора по учебно­воспитательной работе Ставропольского лицея № 5 Надежда Киричек. Она говорила о заформализованности работы учителя, идущей от бесконечных справок, отчетов, инструкций, постановлений, мониторингов. Все это съедает время, мешает заниматься делом. Не желаю, сказала Н. Киричек, отчитываться о высоких технологиях и инновациях! Хочу прийти в шестой класс и на уроке литературы просто прочитать детям рассказ Тургенева «Муму». Они над ним плачут, как плакали мои ученики и десять, и пятнадцать лет назад.

...Что же касается портрета эмоционально­психологического, то, получается, учитель ­ человек, испытывающий внутреннюю усталость и большую обиду на общество, которое, как он полагает, обесценило его труд, не замечает его хороших качеств.

Он оскорблен попыткой создать официальную доктрину, в которой школа рассматривается как сфера услуг. Педагоги испытывают чувство растерянности от отсутствия в обществе единых для всех нравственных ценностей, на которых воспитывались прежние поколения детей...

«Что на память останется?»
Газета «Ставропольская правда»
3 марта 2010 года