00:00, 25 февраля 2010 года

Сергей Маркедонов о ситуации на Северном Кавказе рассказал в клубе «19 февраля»

По мнению создателей клуба, именно с отмены рабства берут начало либеральные реформы и демократические преобразования в стране. Новый клуб видит себя в качестве места для дискуссий по самым актуальным проблемам современности. На первое его заседание в качестве эксперта пригласили доцента кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ С. Маркедонова, специалиста в области межнациональных отношений. Предметом его научного интереса, в частности, является Северный Кавказ.

В связи с созданием Северо–Кавказского федерального округа слушатели клуба внимали ему особенно заинтересованно. По мнению гостя, события прошлого года в самом проблемном регионе России показали: к Северному Кавказу невозможно относиться на основе какого–то общего стандарта. Однако все республики объединяет одно: дефицит общегосударственной стратегии, а также прогностического видения перспектив.

Долгое время «доминирующим политико–управленческим стилем российской элиты» в отношении региона оставалось ситуативное реагирование, считает эксперт. Только в 2009 году федеральная власть наконец сделала несколько важных шагов в сторону слома стереотипов. Во–первых, президент Д.Медведев определил проблему Северного Кавказа как важнейшую внутриполитическую. Во–вторых, он сформулировал понятие «системных проблем» региона, среди которых главная роль принадлежит не внешним, а внутриполитическим факторам.

При этом, по мнению С. Маркедонова, прошлый год высветил недооценку ряда угроз, главные из которых – непонимание разницы между терроризмом и бандитизмом, политическим и криминальным насилием, неготовность военно–политические операции дополнять «мягкой силой» (корректировкой образовательной, кадровой, информационной политики), фаворитизм (по отношению и к отдельным личностям, и к республикам). Помимо исламизма и этнического национализма, из политической повестки дня Северного Кавказа никуда не делась бюрократическая конкуренция за доминирование в рамках «отдельно взятой республики». Эта управленческая борьба в очередной раз доказала: споры за власть не ведутся в жесткой привязке «к пятому пункту» (в советских анкетах в этой графе значилась национальная принадлежность). Это – сложная конфигурация клановых интересов и «групп влияния» в Москве. И коррупция на Северном Кавказе имеет «московское окончание».

Практика дистанционного управления, считает эксперт, не может дать значимых результатов. Нужна системная подготовка кадров для работы на Кавказе со знанием языков, обычаев, местных особенностей.

Он также полагает ошибочным мнение, что все проблемы можно решить только деньгами, приливом инвестиций. Чтобы построить грамотную политику, необходимо комплексное исследование ситуации на Кавказе. Надо здесь всем вместе строить стабильный мир. Оптимизм внушают пророссийские настроения в республиках (население заинтересовано в усилении федерального присутствия и эффективного арбитража), а также более активно проявляющееся сегодня стремление российской власти к критической оценке северокавказских реалий и желание укрепить этот стратегически важный регион.

«Вместе»
Газета «Ставропольская правда»
25 февраля 2010 года