Расселение жильцов аварийных домов на Ставрополье проходит с трудом
По данным комитета СК по ЖКХ, на Ставрополье официально признаны не пригодными для проживания более 1600 многоквартирных домов общей площадью 472 тысячи квадратных метров. На то, чтобы расселить их жителей по новостройкам, требуется, по самым скромным подсчетам, 10 млрд. рублей – это почти пятая часть регионального бюджета. Понятно, что самостоятельно изыскать такую сумму Ставрополью в обозримой перспективе не удастся. Поэтому 185–й Федеральный закон с заложенным в нем механизмом софинансирования мог бы стать серьезным подспорьем в решении проблемы «переселенцев». По крайней мере, такие мнения высказывались раньше.
Теперь поговорим о реальных результатах. Формально в крае приняты две программы, позволяющие привлекать средства Фонда содействия реформированию ЖКХ на расселение аварийного жилфонда. В совокупности они «тянут» на 836 млн. рублей и рассчитаны на ликвидацию 99 не пригодных для проживания многоквартирных домов. Правда, особых успехов в их реализации пока не наблюдается.
Так, краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году» в общей сложности оценивалась в 137,5 млн. рублей, из которых 104,5 млн. – деньги Федерации. Планировалось, что благодаря ей в минувшем году в Ставрополе и Михайловске в новые квартиры смогут переехать 428 человек из 23 аварийных домов. Однако без сучка и задоринки не получилось: застройщик не уложился в сроки, и 98 «программных» квартир не обрели в 2009 году законных хозяев, а Ставрополье попало в число 19 регионов, не выполнивших взятые на себя обязательства. В качестве последнего шанса руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ на завершение программы отвело субъектам из черного списка срок до 1 марта. В противном случае федеральные деньги придется вернуть.
Другая краевая программа рассчитана на 2008–2011 годы. С ее помощью, как ожидается, смогут справить новоселье еще полторы тысячи человек из 76 аварийных домов. Однако благие намерения вот уже два года лишь таковыми и остаются – программа до сих пор не работает, поскольку федеральное законодательство, регламентирующее ее реализацию, трижды менялось. Соответственно пришлось корректировать и программу. Впрочем, нет худа без добра. Смягчение условий позволило существенно расширить круг ее участников: к Ставрополю, Минеральным Водам и Георгиевску присоединились Железноводск, Невинномысск, Ессентуки и поселок Анджиевский Минераловодского района. Теперь ожидается изменение закона по срокам признания домов аварийными. Если это произойдет, то в программу смогут попасть еще 11 объектов из Пятигорска, три из Кисловодска и пять из Буденновска. Начало ее реализации намечено на нынешний год.
Тем временем краевой комитет по ЖКХ начал готовить еще одну – третью по счету – адресную программу, направленную на расселение аварийного жилфонда в рамках 185–го ФЗ. Она будет учитывать все возможные нормативно–правовые новшества – принятые и только готовящиеся к утверждению. В частности, в ГДРФ находится на рассмотрении законопроект, предполагающий либерализацию условий предоставления финансовой поддержки Фондом содействия реформированию ЖКХ, а также перенос акцента на развитие малоэтажного строительства для переселенцев. Принятие этого закона даст возможность небольшим сельским поселениям претендовать на получение средств Фонда...
Что мы имеем, как говорится, в сухом остатке? За два года – де–юре две региональные программы по переселению, де–факто – одна, и то лишь частично выполненная. Между тем ничто не вечно под луной. Беспрецедентно щедрый Фонд содействия реформированию ЖКХ, как известно, 1 января 2012 года подлежит ликвидации. И те регионы, которые не успеют выбрать положенные им лимиты средств, скорее всего останутся наедине со своими грандиозными планами и ворохом нерешенных проблем. Не хотелось бы, чтобы Ставрополье оказалось в их числе.
Есть и еще один повод для беспокойства. Краевой комитет по ЖКХ намерен перепроверить базу данных аварийного жилья и за счет этого сократить число домов–претендентов на расселение. Причиной тому стали случаи, когда органы местного самоуправления не смогли документально подтвердить аварийный статус некоторых объектов. Нет актов межведомственной комиссии – надо снимать аварийный статус и «расчищать» статистику, считают в комитете. Но, учитывая, что масштабы бюрократического рвения в нашей стране бывают запредельные, не переборщить бы с чисткой...
25 февраля 2010 года