00:00, 16 февраля 2010 года

Единороссы обсудили новую идеологию партии

Отметим, что в историческом опыте еще не было случая, чтобы сначала создавалась партия, а затем вырабатывалась ее идеологическая доктрина. Как правило, прежде появляются идеи, а затем вокруг нее формируется политическое движение. В случае с «ЕР» получилось все наоборот. Прообраз партии в свое время был организован как политическое «министерство по чрезвычайным ситуациям», то есть в буквальном смысле слова для спасения России как суверенного государства. Этот шаг был необходим и, как показывает практика, считают «единороссы», оправдал себя. Но теперь, чтобы сохранить свои позиции, партии необходимо внятно объяснить самой себе, куда она идет и куда ведет за собой страну.

По мнению собравшихся, для сегодняшней России революционный путь 1917 года или либеральный 90–х годов прошлого века, когда властью была применена так называемая «шоковая терапия», неприемлемы – слишком дорогой ценой даются такие преобразования. Консервативная же модернизация, представляющая собой поступательный эволюционный путь развития, по задумке идеологов партии, будет направлена на сохранение лучшего – патриотизма, традиционных духовных и нравственных ценностей, культурно–исторического наследия нашей страны и создание нового – инновационной экономики и производства, устойчивой социальной системы и инфраструктуры.

– Сегодня звучат заявления неких «экспертов», что «российский консерватизм» – искусственно созданный новый идол чиновничества, а «ЕР», заявляя о своей идеологии, следует примеру «октябристов», американских республиканцев или последователей Маргарет Тэтчер, сделавших ставку на крупный капитал и отстаивающих его интересы. Но, в отличие от вышеназванных доктрин, для «единороссов» главным приоритетом был и остается человек, независимо от его социального статуса. Иначе в условиях кризиса мы действовали бы по–другому: заморозили бы пенсии и заработные платы, повысили бы налоги. Такова логика рыночной экономики. «Единая Россия» как правящая партия такие крайние меры отвергла и выбрала гуманный путь: используя накопленные резервы, сохранить условия для нормального функционирования экономики. Вместе с тем не следует отказываться и от позитивного опыта, в исторической ретроспективе накопленного консервативными партиями мира, – пояснил руководитель регионального отделения «ЕР», депутат Госдумы края Юрий Гонтарь.

В качестве экспертов были приглашены представители науки и высшей школы. Большинство из них, оценив «гладкость» формы провозглашенной идеологии, несомненно, обладающей креативным содержанием, способным сплотить вокруг себя общество, вместе с тем отмечали отсутствие конкретики в ее наполнении.

– Нет четких поэтапных программ модернизации страны, – отметил директор филиала Северо–Кавказской академии госслужбы, доктор юридических наук, профессор Юрий Васильев. – Много общих красивых фраз, ориентиров, которые и так очевидны всем. Но где путь достижения обозначенных целей, где последовательные шаги, которые к ним приведут? Не «заговорим» ли мы модернизацию?

– Чтобы что–то модернизировать, надо это что–то иметь. Поэтому ссылаться на исторический опыт – зарубежный или российский – некорректно, – заметил доцент кафедры философии СГУ, кандидат политических наук, член лекторской группы клуба «4 НОЯБРЯ» Сергей Воробьев. – Если в развитых экономиках присутствует сформировавшийся средний класс, то и борьба демократов с консерваторами там есть борьба между «чуть больше государства» и «чуть меньше государства» в основных сферах жизни общества. У нас же подавляющая часть населения – это бедные и очень бедные люди, которые хотят сильного государства, способного обеспечить порядок в стране. Поэтому присутствия государства во всех сферах жизни сегодня нужно столько, сколько необходимо для планомерного обновления экономики, индустриализации ее на инновационной основе, возвращения вертикали ценностей в общество. Вот когда все это будет создано, тогда можно будет говорить о консервативной модернизации в том смысле, который изначально вкладывается в это понятие.

– Смущают решения, под которыми нет конкретных расчетов. Пусть это будет консерватизм, но людям внятно объяснят, как будет этот консерватизм воплощаться на практике, докажут, что у каждого человека есть основания надеяться, что с ним будут считаться, – высказала свое мнение депутат Госдумы края, член фракции «ЕР» Людмила Редько. – Пока таких оснований нет, будет сложно убедить общество следовать за нами и нашей идеологией. Срочно нужна убедительная и конкретная программа действий партии.

И все же надежда на понимание в обществе есть. Эту точку зрения обосновал председатель комитета по законности и самоуправлению Думы Ставрополя, член дебат–команды регионального отделения «ЕР» Виктор Надеин.

– «Единая Россия» приняла на себя обязательства участвовать в дискуссиях и дебатах с оппонентами, что само по себе полезно для развития ее идеологической основы, – считает он. – Есть общее правило, которому мы и следуем, – нормальная власть должна постоянно быть в диалоге с народом. Наши политклубы уже стали признанными в крае площадками для обмена мнениями в связке «власть – общество», а это дает все основания для уверенности, что власть будет считаться со здоровой критикой и принимать к обсуждению все рациональные предложения по развитию страны и региона, исходящие от общества.

Сошлись на том, что поскольку деятельность правящей партии в области реформирования политической системы и экономики страны будет находиться под пристальным вниманием не только со стороны оппонентов, но всего российского общества, то и к ее воплощению в жизнь будут предъявляться повышенные требования. Это дает надежду, что необходимые коррективы, если понадобится, будут внесены, так сказать, по ходу жизни. Что касается стратегических целей, то они сомнений не вызывают.

«Обретение идеологии»
Газета «Ставропольская правда»
16 февраля 2010 года