Дефицит информации на портале госуслуг Ставропольского края
Простое «путешествие» по нему позволяет быстро оценить появившиеся возможности. Функционал портала очень прост: по сути, это точная калька федерального ресурса. Так, рубрикатор по категориям, ведомствам и жизненным ситуациям (например, выход на пенсию, покупка квартиры, поиск работы, открытие бизнеса и др.) помогает довольно быстро найти требуемую информацию, точнее, ссылки на сайты профильных организаций. Для большинства краевых услуг (таковых на портале сейчас 73 для граждан, 47 для бизнеса) указываются получатель, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат. Здесь же можно найти контакты соответствующих ведомств.
Впрочем, говорить о реальной ценности портала www.gosuslugi.stavkray.ru все же пока преждевременно. Убедиться в том, что запущенный ресурс очень «сырой» и пока функционирует лишь как неполный справочник, не составляет большого труда. Информации на нем явно не хватает. Вот несколько ярких примеров. Так, практически никаких результатов не дает на данном этапе наиболее понятный рубрикатор по жизненным ситуациям, где по отношению к краю везде красуется запись «нет сведений», а даны лишь ссылки на аналогичный раздел федерального портала. К примеру, пустым оказывается даже самый нужный, на первый взгляд, раздел «Болезнь», где, как следует из краткого анонса, мы должны получить хотя бы первичную информацию о медучреждениях, правах и льготах гражданина в области медицинского обеспечения. А довольствуемся в итоге лишь возможностью ознакомиться с федеральными документами.
Откровенно не радуют и многие другие разделы, которые в силу их актуальности многие «кликают» в первую очередь. К примеру, очень скудные сведения получаю, открыв страницу «Тарифы». Здесь, как и по многим другим разделам, вообще нет краевых сведений. И снова приходится довольствоваться прямой отсылкой на федеральный портал. Да и там ваши знания ограничатся исключительно нормативами «расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных» для индивидуальных предпринимателей и юрлиц... Уверена, что даже им, не говоря уже о простом населении, хочется да и требуется знать далеко не только это.
Еще один пессимистичный пример: куда бы вы ни кликнули в разделе «Социальное обеспечение», желая узнать про пособия на ребенка, его лечение или оформление многих других выплат, вы просто попадете на сайт минтруда и соцзащиты СК. Точнее, при выборе любой категории в этом разделе пользователь оказывается на странице со списком всевозможных регламентов. Вот, как говорится, и разбирайся теперь среди длинных названий: который из регламентов и в какой степени тебе нужен.
Замечу, что даже если у кого–то из посетителей портала в данном случае все же хватит терпения «раскопать» там необходимую информацию, не возникает ли попутная мысль «где–то мы уже видели такое»?.. И причем не только в объявлениях на стенах и информационных досках коридоров ведомств. Практически все они давно обзавелись сайтами, где как раз и разъясняется подробно, что в том или ином случае нужно собрать и отнести в соответствующую контору. Потому как раз отмечу, что поэтому на портале реально функционирует лишь рубрикатор по ведомствам. Там, по крайней мере, в полном объеме представлены ссылки на сайты краевых органов власти и местного самоуправления. Хотя пока не собраны ссылки на сайты территориальных подразделений федеральных ведомств.
Приходится констатировать, что виртуального кабинета госуслуг пока в ожидаемом виде не существует. Как сообщает минэкономразвития края, подобный информационно–справочный интернет–ресурс – это лишь одна из первоначальных стадий развития портала www.gosuslugi.stavkray.ru. И к 2015 году, как того требует Стратегия развития информационного общества в России, все государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид. И тогда наконец по инстанциям будут бегать не граждане, а лишь циркулировать информация. Для этого на подобных порталах, кроме перечня документов и шаблонов, в идеале появятся электронные формы документов: заполняешь нужную бумагу и щелчком «мыши» отправляешь ее по требуемому адресу. Таким образом, главным замыслом нововведений является переход на совершенно иной уровень отношений между чиновником и гражданином...
Но, к сожалению, зная о российской практике назначать сроки, а потом в режиме форс–мажора их отодвигать, нельзя быть уверенным, что и через пять лет вдруг все станет иначе и мы действительно будем посещать виртуальные кабинеты. Ведь уже на данном этапе возникает много побочных вопросов. В частности, когда будет наконец налажен эффективный документооборот между ведомствами, который уже сейчас — на начальных стадиях — то и дело дает сбои (например, в налоговых уведомлениях многие оказываются владельцами никогда не покупавшихся ими дач, квартир и автомобилей)? Более того, предстоит наладить систему так называемого электронного кошелька: сейчас такие функционируют, однако это пока не касается госпошлин. И вообще, насколько возможен при нынешней системе оперативный порядок, чтобы казначейство и государственные ведомства в онлайн–режиме получали подтверждения, что платеж в виртуальном пространстве произведен, и приступали непосредственно к оказанию услуги?
По оценкам программистов, для всего этого еще потребуется очень большая техническая работа. Как минимум, в ближайшее время придется значительно наращивать мощность подобных порталов. А вот для того, чтобы связь между пользователем и ведомством, оказывающим услуги, была действительно двусторонней, нынешний ресурс, начиная с федерального, остро нуждается, мягко говоря, в значительной модернизации.
28 января 2010 года