Андрей Дунаев – солист академического Большого театра России и Дюссельдорфской оперы

Андрей Дунаев – солист академического Большого театра России и Дюссельдорфской оперы

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Выступление солиста академического Большого театра России и Дюссельдорфской оперы Андрея Дунаева в Ставропольской краевой государственной филармонии

Выступление солиста академического Большого театра России и Дюссельдорфской оперы Андрея Дунаева в Ставропольской краевой государственной филармонии

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

В отличие от ряда других, не оторван от «корней» и периодически радует нас своими выступлениями, в том числе на фестивалях «Музыкальная осень Ставрополья». Для нынешнего приезда у певца был еще и весьма уважительный личный повод: юбилей мамы.

Могу представить, каким событием его визит стал для всего села Красного, что в Грачевском районе, где вырос Андрей и где живут его родители – Галина Андреевна и Владимир Михайлович, профессиональные клубные работники. Они, кстати, были среди почетных гостей филармонического вечера в Ставрополе. А в программу концерта вошли лучшие произведения русской и зарубежной оперной классики. Весь вечер на сцене прекрасно отработал симфонический оркестр краевой филармонии под управлением дирижера заслуженного артиста России Юрия Каспарова.

В живом общении звезда оперы оказался человеком по-хорошему простым, общительным, наделенным отличным чувством юмора. Хотя, как рассказал сам, творческая судьба его поначалу складывалась весьма непросто. Правда, пел Андрей всегда, сколько себя помнит. Пел дома, вместе с родителями и двумя сестрами и братом, в детском хоре, в студенческих группах и ВИА. Была учеба в Ставропольском музыкальном училище, потом армия, а первый опыт работы, представьте себе, – на площадках некоторых ресторанов. Что, считает певец, очень помогло впоследствии выдержать испытание столицей, куда молодой амбициозный и несомненно одаренный музыкант отважно отправился искать свой путь.

Путь оказался долгим, можно сказать – извилистым. Сколько пройдено всевозможных прослушиваний, сколько передумано мыслей и пережито впечатлений, от русского ресторана в Таиланде до попытки показать себя в знаменитом ансамбле Бабкиной и театре Новая Опера… Институт культуры. Консерватория, куда Андрей пришел уже 27-летним! И вот наконец его, студента третьего курса, приглашают на главную оперную сцену страны, где «вдруг» сразу поручают ведущие теноровые партии в «Евгении Онегине», «Князе Игоре», «Травиате»… Сейчас в багаже артиста полтора десятка ролей, несколько – в процессе освоения. Его голос знают не только в Германии, где Дунаев живет последние шесть лет, но и в Миланском Ла Скала, и Парижской Гранд-Опера, а в Ставрополь он приехал сразу после блестящего выступления на оперной сцене Женевы. По завершении контракта в Дюссельдорфе его на будущий год уже ждут в труппе Дрезденской оперы.

– Буду хоть немного ближе к России!.. А вообще-то вхождение в оперу проходило у меня сложно, – признается Андрей Дунаев. – Не сразу воспринял советы педагогов работать именно в этом жанре, оторваться от эстрады. Зато теперь сам удивляюсь, как я мог в этом сомневаться. А ведь многие в моем возрасте уже вовсю пели классику.

Классика покорила артиста не сразу, но безоговорочно и навсегда. Ему близки ее проверенная временем чарующая мелодичность, эмоциональная глубина и вокальная выразительность. Каждая новая партия задает свои вопросы. Например, освоить тексты на итальянском, немецком, английском языках. А вскоре Андрей собирается выучить «кое-что» на французском, ведь уже подписан контракт на постановку в 2012 году в Женеве.

– Люблю французские вещи! Не люблю, извините, Шостаковича, спел раз в «Леди Макбет Мценского уезда», но это – не мое! На мой взгляд, это просто антивокально! Нет, как симфонист Шостакович велик, а вот опера... Впрочем, это сугубо личное мнение. Я люблю, чтобы была красивая мелодия, чтоб каждая ария сверкала чувствами – ух!... Люблю Чайковского, Бородина, правда, русский репертуар больше рассчитан на драматические голоса, тенору там не размахнуться, а для меня – Доницетти, Пуччини, Верди, Бизе. Еще хочу спеть в «Ромео и Джульетте» Гуно и «Манон» Массне, планов масса...

Кто-то скажет – классика не массовое искусство, и это верно. Но классика, убежден артист, всегда была, есть и будет! С улыбкой вспоминает Андрей те годы, когда в силу молодости рвался на эстраду – «как все», а столкнулся с такой черной изнанкой шоу-бизнеса, что достаточно быстро пришлось перестать тешить себя иллюзиями. Однако благодарен жизни за хорошую школу, за встречи с интересными людьми:

– Хотел заниматься тем, что мне нравится, а для этого надо и потрудиться. Конечно, всякая работа уважаема, мести улицы тоже нужное дело, но если природой заложено в тебе «нечто», есть смысл реализовать это, хотя бы попытаться. А талант – он сам не даст сидеть на месте, будет толкать вперед. Вот почему когда-то я поехал искать себя. Но я уверен, что везде можно что-то найти, и на Ставрополье в том числе, например, здесь можно хорошо хлеб выращивать, и для этого тоже нужен свой талант…

При всей специфике артистической карьеры в Германии А. Дунаев и об этом периоде говорит одновременно с признательностью и юмором. У немцев опера живет иначе, они постоянно экспериментируют, хотят все сделать обязательно по-новому, все «вразрез» с канонами... Преобладают мрачные тона, которые считаются новым словом в опере. Да, бывают и интересные трактовки, но чаще непонятно: зачем что-то выдумывать? Вот месяц работали над «Риголетто», казалось бы – классика чудесная, все есть, от либретто до музыки – нет, пришел молодой режиссер и сказал, что хочет что-то там этакое «накопать»… Однако при всех изысках постановка, как правило, выстраивается по-своему логично. Скажем, в Дюссельдорфской версии «Евгения Онегина» Ленский (кстати, щеголяющий в потёртых джинсах) по ходу дела… напивается! И Андрею Дунаеву приходится во втором акте на сцене буквально не расставаться с бутылкой… Ставил, кстати, сын великого Марио Дель Монако – Джанкарло (весьма непростой!), в его понимании поведение Ленского можно объяснить именно с такой позиции – выпил человек и… Нам смешно, а там в конце концов Ленский вообще убивает сам себя! И как ни странно – публика в восторге. То есть для немцев этот нюанс что-то дополнительно поясняет в образе.

– Главное, чтобы у героя был характер, тогда интересно с этим материалом работать, как бы режиссер ни «изгалялся».

Наверное, куда проще было бы работать не менее успешно в своей стране, но у России сегодня отношения с классикой не самые благоприятные для последней. В Европе опера вполне доступна широкой публике даже в таких же небольших городах, как Ставрополь. Хотя и там далеко не все гладко. Концертные агентства эксплуатируют певцов по принципу «давай-давай», цель понятна – на именах делают деньги, шоу-бизнес безжалостен. Многие хорошие вокалисты, к сожалению, становятся жертвами такого отношения. Нельзя, например, подряд петь партии Ленского и Германа, настолько это разные нагрузки… Так появляются певцы без голоса, а это трагедия для артиста.

– Вот поэтому нам практически не удается заполучить знаменитых вокалистов – дорого! – подключается к беседе директор Ставропольской филармонии Валентина Куникина. – Так, глядишь, скоро мы и Андрея Дунаева не дождемся к нам!

– Ну что вы, у меня же здесь мама с папой, как же я могу не приехать в Ставрополь! – тут же опровергает ее опасения Андрей. – Мне очень хочется петь и для своих земляков. Вот времени не хватает, действительно, контракты обязывают. А бывают и чрезвычайные ситуации, когда просят в пожарном порядке кого-то заменить, как было недавно с «Риголетто» во Франции…

Явный спрос на российских исполнителей в Европе, наверное, должен нам льстить: вот какие у нас таланты! И все же немного грустно оттого, что «дома» эти таланты востребованы и достойно применимы в основном лишь в столичных городах. Уж сколько лет, особенно с появлением в Ставрополе хорошего симфонического оркестра, ведутся разговоры о своей оперной сцене! В связи с чем захотелось задать артисту и чуть-чуть провокационный вопрос: вот напоется он «досыта» в европах, и, может быть, возьмет да и станет министром культуры Ставропольского края и учредит здесь оперный театр… Андрей был немного озадачен, но ответ нашел быстро:

– Давайте вспомним об этом лет этак через двадцать… Кто знает, что будет? Хотя для меня это, признаюсь, скучно – сидеть в кабинете, проводить совещания, носить костюм с галстуком… Надеюсь, что к тому времени ситуация у нас улучшится, и найдутся люди, которые откроют здесь оперу. Мое дело – петь. А там посмотрим…

В феврале Андрея ждут в почти уже родном Дюссельдорфе. Ждет публика, ждут Анна, Никита и Максим. Жена Анна профессиональный художник (окончила училище в Ставрополе!), сейчас на ней – дом и дети, а также еще один член их «коллектива» – забавный кокер-спаниель. Сыновья пока школьники, хотя, разумеется, к музыке близки, старший даже пробовал себя в качестве композитора, писал рэп, причем на немецком! У младшего хороший голос, но отец пока об их планах говорит со знаком вопроса. Заставлять их учиться музыке совсем не склонен: сами решат, что им ближе.

А родной Ставрополь встречал земляка не просто тепло – восторженно-любовно, громом оваций и охапками цветов. Да и заслуженно, ведь артист подарил нам прекрасное выступление, составленное из поистине великих образцов популярной классики. С равным блеском Андрей Дунаев представал перед залом то романтичным Ленским, то вдохновенным Герцогом, увлекал то в стихию русской народной песни великолепным исполнением знаменитой «Ах ты, душечка», то в чудесно-мелодичное и не менее знаменитое «О, sole mio». Достойной партнершей ему в этом стала специально приглашенная солистка, лауреат Международного конкурса оперных исполнителей в Чили Наталья Виноградова. Тоже, между прочим, наша, родилась и выросла в поселке Затеречном Нефтекумского района, окончила Астраханскую консерваторию и Академию им. Гнесиных, пела ведущие партии в Московской Новой Опере. «Застольная» из «Травиаты» Верди, исполненная дуэтом А. Дунаева и Н. Виноградовой, стала замечательным завершением концерта. И показалась обнадеживающе символичной: все-таки будет когда-нибудь в Ставрополе своя опера. Не может не быть при таких талантах.

Наталья БЫКОВА

Немного ближе к России / Газета «Ставропольская правда» / 22 января 2010 г.