00:00, 19 декабря 2009 года

Рядом со Сталиным

Толе Лыхину, простому мальчишке, жившему в заводском поселке Арти Свердловской области, с малолетства пришлось хлебнуть лиха. Только доучился до шестого класса, как грянула война и отца забрали на фронт. Похоронка пришла в сентябре 42­го. Мать Толи осталась без кормильца с тремя детьми на руках. Благо, за погибшего главу семьи давали карточки. А те вдовы, у кого мужья без вести пропали, вовсе ничего не получали и пытались просто выжить.

С 13 лет работал Толя в сапожной мастерской при заводе, выпускавшем оружие. Потом перешел в кузнечный цех, где зарплата была получше. Ну а в июне 1949 года был призван в армию.

­ Волею судеб нес я службу в Москве, в полку правительственной охраны, ­ вспоминает Анатолий Федорович. – В столицу везли нас, свердловчан, в товарняках. Поначалу определили в учебный полк дивизии имени Дзержинского. Ну а после прохождения курса молодого бойца и принятия присяги направили непосредственно в подразделение правительственной охраны. Задачи перед нами были поставлены следующие: обеспечение безопасности членов Политбюро и правительства на мероприятиях, проводимых на Красной площади, парадах, демонстрациях, похоронах у Кремлевской стены, а также при встречах иностранных делегаций в аэропортах и на вокзалах. Примечательный факт: служили в спецподразделении только те молодые люди, которые во время вой­ны не находились на оккупированных территориях.

Казалось бы, правительственная охрана – это не служба, а малина. На самом деле, вспоминает Анатолий Лыхин, приходилось несладко, особенно сперва. Через день – караулы, посты по стойке «смирно». Караульная служба занимала много времени. Дисциплина же была строжайшая. Увольнение в город разрешали только на втором году службы и не более раза в месяц. Кстати, сменяло пополнение, с которым прибыл и Лыхин, бывших фронтовиков. Опытные солдаты и сержанты помогали новичкам освоить все премудрости службы. Никакой дедовщиной, как говорится, и не пахло.

Конечно, довелось видеть Анатолию Лыхину и первых лиц государства: Берию, Маленкова, самого Сталина. У того (единственного из высшего руководства СССР) была личная охрана, по пятам следовавшая за вождем. Впервые Сталина герой нашего рассказа увидел 60 лет назад, 21 декабря 1949 года в Большом театре, где проходили торжества по поводу 70­летия отца народов. После окончания торжественной части Сталин с Берией и Маленковым проходил из президиума в комнату отдыха, а Лыхин со своими сослуживцами охранял выход из той самой комнаты.

­ Меня в первую очередь удивило несоответствие портретов Сталина и его самого, ­ вспоминает Анатолий Федорович. – На портретах, которые несли на демонстрациях, Сталин был моложавым, красивым. А я увидел старого человека с бледной кожей, рябым от перенесенной оспы лицом. Впрочем, наверное, тогда Сталин еще и приболел. Потому как в следующий раз, на первомайской демонстрации на Красной площади, выглядел он много лучше. Сам я в группе резерва находился с левой стороны мавзолея. Именно с этой стороны Сталин с членами Политбюро поднимался на трибуну. В военной форме, фуражке смотрелся он хорошо. По площади, как обычно, шли колонны демонстрантов с портретами, транспарантами, макетами, цветами, люди скандировали лозунги и здравицы. Линейным, стоявшим плотным строем, приходилось часто сдерживать напор толпы, когда уже прошедшие перед мавзолеем колонны людей стремились вернуться назад, чтоб увидеть вождя, периодически уходившего в комнату отдыха и возвращавшегося на трибуну.

Немалый ажиотаж, вспоминает Анатолий Лыхин, царил и на воздушном параде, который проходил ежегодно в июле­августе в Тушино. Москвичи приезжали туда накануне, ночевали на поле и занимали места поближе к зданию клуба, с балкона которого высшие руководители, в том числе и Сталин, наблюдали за авиапарадом.

Кстати, командовал парадом сын Сталина Василий, руководивший тогда ВВС Московского военного округа. С Василием Сталиным Анатолию Лыхину довелось встречаться не раз. Дело в том, что в подразделении Лыхина служил старший сержант Владимир Шершавов, мастер спорта по плаванию и футболист клуба «Динамо». Сын Сталина спорт любил, курировал футбол, плавание и потому дружил с Шершавовым. Приезжал он к товарищу всегда в спортивной одежде. Обязательно здоровался за руку со всеми, рассказывал о своих подопечных спортсменах, об успехах команды ВВС. Василий Сталин просил свободных от несения службы солдат правительственной охраны направлять на важные футбольные матчи якобы для несения охраны. На самом деле солдаты, заняв первый ряд трибун, просто наслаждались игрой.

Еще запомнились Анатолию Лыхину встречи иностранных гостей в аэропортах и на вокзалах. По тогдашнему дипломатическому этикету первые лица Страны Советов приезжали прямо к прилету самолета или прибытию поезда, не ждали гостей в Кремле. Так было и тогда, когда Сталин встречал Мао Цзэдуна. Особенно впечатлила Лыхина плотная, сбитая, кряжистая фигура китайского кормчего.

Как признается мой собеседник, сам он старался поменьше вникать в тонкости политики. Меньше знаешь – крепче спишь. Однако, будучи рядом с вождями, Лыхин все­таки слышал о некоторых «тайнах». Например, мало кто помнит сейчас, что Сталин предлагал югославскому лидеру Иосипу Броз Тито создать супергосударство из самой Югославии, а также Албании, Болгарии и Венгрии. Тито отказался, что стало одной из причин резкого охлаждения между двумя странами.

Срок службы в полку правительственной охраны у Анатолия Лыхина заканчивался в 1952 году. Появились вербовщики, предлагавшие остаться работать в структурах Министерства госбезопасности, причем после учебы в военном институте можно было получить офицерское звание. Однако обстановка вокруг спецслужбы накалялась. Арестовали главу МГБ Абакумова. Вместо шефа правительственной охраны генерала Н. Власика поставили генерала В. Рясного… Среди офицерского состава начались замены и даже аресты. Потому Анатолий Лыхин отказался от всех предложений и уехал домой, на Урал.

В Свердловске окончил техникум, работал на гиганте индустрии «Уралхиммашзаводе» начальником цеха. Затем переехал в Невинномысск, где сначала трудился на местном химкомбинате, а затем много лет руководил отделением Азово­Черноморской природоохранной инспекции. Хотя на днях «стукнуло» Анатолию Федоровичу 80, он и сейчас в строю. Возглавляет городской Совет старейшин, занимающийся разрешением острых экологических проблем Невинки.

Несомненно, юбилей Сталина оживит общественную дискуссию о его личности. А каково отношение Анатолия Лыхина к этой исторической фигуре?

­ Сталин – личность сильная и противоречивая, ­ говорит мой собеседник. ­ Хотел бы только отметить, что он после себя не оставил ни дач на Рублевке, ни яхт, ни вилл за границей. А великая страна, СССР, постепенно утратила свою мощь и авторитет и в конце концов развалилась…