В Центре управления адронным коллайдером побывали ставропольские преподаватели
Первое, что заинтересовало: почему ЦЕРН, находящийся в Швейцарии, стал одним из создателей Всероссийской школы молодых учителей физики, в рамках которой и состоялась поездка в Женеву. Про двух других организаторов Школы Министерство образования и науки России и Объединенный институт ядерных исследований в Дубне болееменее понятно, а вот европейцы при чем? Как говорится, что им Гекуба?..
Мои собеседники пояснили, что у ЦЕРНа есть цель объединить народы через совместные научные исследования. Вначале она формулировалась, как «Европа без войн», но в последнее время в программы включаются ученые Индии, Пакистана, Арабских Эмиратов. Участвуют в них и российские ученые, работают в основном «вахтовым методом» приезжают для осуществления определенных научных задач, затем возвращаются на родину. Хорошие контакты с ЦЕРНом у Объединенного института ядерных исследований, что в Дубне, и у Дубнинского же университета. А поскольку школьники из Ставрополя, воспитанники Центра «Поиск», регулярно и успешно участвуют в физических олимпиадах и Летних школах, проходящих в этом подмосковном научном городке, то их наставников и включили в делегацию российских учителей, которым в Швейцарии читали лекции по современным направлениям физики и показывали наисовременнейшие научные лаборатории.
Прецедент этой поездки, которую финансировало Минобрнауки РФ, да и само создание Всероссийской школы учителей физики, очевидно, свидетельствуют о том, что в научных и образовательных кругах нашей страны есть желание возродить в российской школе высокий уровень преподавания физикоматематических дисциплин, который когдато был присущ школе советской. После запуска первых спутников и других космических достижений опыт обучения физике в наших физикоматематических, физикотехнических, да и в обычных десятилетках изучался на Западе. Причем не только министерствами образования, но и военными ведомствами. В США это, как известно, вызвало образовательную революцию 60х годов прошлого века.
Увы, не то сейчас. Когда выпускники российских школ впервые сдавали физику в качестве Единого госэкзамена по выбору, средний балл недотягивал до школьной тройки. Невысок он был и на Ставрополье, даже у выпускников профильных физматклассов. И по сей день этот предмет учащиеся сдавать не любят, в технических вузах низкие конкурсы, а то и недоборы.
Ирина Леухина и Александр Осецкий не просто преподают физику, но являются методистами и видят проблему с разных сторон. Падение уровня знаний школьников они объяснили несколькими причинами. Первая уменьшение количества часов по предмету в школьной программе. Если в неделю у ребенка два урока физики, то научить его даже основам нельзя, считает А. Осецкий, можно только показать, что такая наука, такой предмет существует. Это, если говорить об обычных классах. Что касается профильных, то здесь дело не только в уменьшении часов, которое также произошло. Когдато в спецклассы, спецшколы отбирали ребят со всего города. В профильные классы сегодня приходят дети одного микрорайона, одной школы. Выбор не тот... А коегде класс именуется физикоматематическим, а преподавание ведется не на профильном, а на общеобразовательном, базовом уровне. И началось это не с введением ЕГЭ (как считают многие), которыйде мешает учителю развивать таланты детей. И. Леухина припомнила, как впервые вводилась дифференцированная сдача физики еще в традиционной форме; появились экзаменационные билеты разной степени сложности. Еще тогда многие преподаватели физматклассов выбирали для своих учеников билеты, соответствующие базовым программам, а не повышенному уровню обучения, как следовало.
На учителе замыкается, конечно, многое. Энергичные и способные из школы нередко уходят, как и самые молодые. И не только по причине низкой зарплаты, в сердцах говорит Александр Осецкий. Отпугивает огромное количество бумаг, которые ежедневно нужно заполнять, бюрократизация всей школьной жизни. Многие к тому же посчитали несправедливым, что за низкие результаты ЕГЭ ответственным назначили именно и только учителя. Есть ведь и другие причины: вал реформ, ломка программ, чехарда учебников. Да и нельзя научить всех и всему... В общем, если часть педагогов среднего возраста к сегодняшней школе както приспосабливается, то молодые этого делать не желают совсем. Они хотят приличного заработка, уважения общества не только в профессиональный праздник, творческой реализации. Кто их за это осудит?
Так и получилось, что даже в составе делегации Всероссийской школы молодых учителей, побывавшей в ЦЕРНе, костяк составили люди с пятнадцатидвадцатилетним педагогическим стажем. Хотя и было с десяток «пацанов»аспирантов, преподающих в физматшколах по совместительству и по велению души.
А что же Большой адронный коллайдер? спохватилась я под конец разговора.
Ирина Григорьевна и Александр Иосифович его в ЦЕРНе видели. Впечатления очень интересные. Но не апокалиптические: конца света, который предрекали в связи с его запуском многие СМИ, не ожидается.
До открытия Галилея считалось, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Галилей изобрел телескоп, Кеплер открыл законы движения планет, и это изменило представление людей о мироздании. То же действие, по мнению ученых Европейской организации ядерных исследований, должен оказать на состояние современной физики и научных представлений в целом коллайдер. Мы, наконец, сможем понять, что же было через несколько минут после Большого взрыва, когда из ничего возникла Вселенная. А вот что было, когда ничего не было, даже с его помощью узнать нельзя...
Коллайдер расположен глубоко в подземелье, залит жидким гелием. Наверху Центр управления, начиненный компьютерами, где учителя побывали. У исследований есть и прикладной характер например, формируется новый подход к обработке информации. Так, Интернет может быть заменен новой системой Грид, гораздо более совершенной.
Кстати, сказать, и работают на Большом адронном коллайдере много наших специалистов, и отдельные его блоки создавались в России. Таланты у нас рождаются попрежнему...
8 декабря 2009 года