00:00, 21 ноября 2009 года

Каковы требования к специалистам на современном рынке труда

­ Ирина Федоровна, какие новые требования предъявляет сегодня рынок труда к личности специалиста?

­ Это мобильность, психологическая готовность к преодолению профессиональных стрессов, к быстрой смене рабочих обязанностей. Тут как раз и нужен личностный ресурс. Но чтобы им пользоваться, надо знать, чем ты обладаешь ­ свой волевой, интеллектуальный, эмоциональный потенциал. Иметь навыки самопознания и саморегуляции. В рамках конференции, помимо научных сообщений и докладов, состоялся круглый стол, участники которого обсуждали, как обучать этим умениям и навыкам в школе, в вузе, на производстве. Проблема выбора, например, ­ одна из самых сложных для человека. Как справляться с ней, чтобы стресс был минимален.

­ Но разве этому не учат, скажем, на уроках профориентации в старших классах средней школы? Там есть и часы психологии...

­ Тут нужны специальные знания, школьные психологи у нас этому, к сожалению, не обучены. Да и вообще профориентационная работа с детьми сводится, если можно так выразиться, скорее к количественной, чем к качественной информации. Школьникам рассказывают о некоторых профессиях, сообщают о вакансиях на местном рынке труда...

­ И тем не менее выпускники (точнее, наверное, их родители) по­прежнему выбирают невостребованные специальности. Сошлюсь на одну из недавних публикаций в нашей газете. Ярмарка при Центре занятости г. Ставрополя предлагает вакансии медсестер, милиционеров, водителей троллейбусов. А за работой обратились 665(!) молодых специалистов с вузовскими дипломами юристов, экономистов, экологов и т. д. Откуда у нас этот бум высшего образования, которое потом негде реализовать? Весь мир, насколько доводилось слышать и читать, живет по­другому: семья старается дать детям профессию, которая будет их кормить.

­ Возможно, дело в том, что многие родители нынешних выпускников школ и вузов в неразберихе перестроечных лет сами высшего образования не получили. Для них университетский диплом ­ заветная мечта. А те из них, кто получил, полагают, что сыну или дочери обучение в вузе даст широкий культурный и социальный кругозор, высокий статус. Кстати, и многие наши работодатели стремятся брать специалистов с высшим образованием на рабочие места, где оно не требуется. Но вот мои друзья, живущие в Германии, считают, что продавщица с университетским дипломом ­ нонсенс и пустая трата государственных или родительских денег...

Сделать реалистичный выбор будущей профессии исходя из своих ресурсов, из новых тенденций на рынке труда, очень непросто. Еще и потому, что никто этих тенденций сегодня толком не знает, всё слишком быстро меняется — от социально­экономической ситуации до конкретных запросов рынка. Но и правильный выбор — еще не всё.

Сейчас на многих предприятиях, в организациях появились службы управления персоналом. К сожалению, большинство из них просто заменили отделы кадров и инспекторов по охране труда: отслеживают, как исполняются законы, нормативы. А должны, по идее, помогать работнику составить и реализовывать план личностного развития, карьерного роста, предупреждать профессиональное выгорание. Отдельно работать с молодыми специалистами, с людьми среднего возраста. Отдельно ­ с теми, кто готовится уходить на пенсию, чтобы это не стало тяжелым стрессом.

На конференции прозвучал интересный доклад профессора МГУ А. Кузнецовой о психологии отдыха.

­ От труда?

­ В том числе. Всем известно такое явление, как трудоголизм. Его корни в очень глубоких психологических проблемах, которые люди чаще всего не осознают. Человек не уходит в отпуск, у него зачастую нет семьи, друзей. В этой ситуации прекращение трудовой деятельности порой становится трагедией.

­ По­моему, выросло уже целое поколение ­ пресловутый «офисный планктон», для которого карьера, конкуренция и зарабатывание денег есть главные жизненные ценности. Но правда еще и в том, что трудовая деятельность, на самом деле, предъявляет сейчас к специалисту слишком жесткие требования.

­ В ходе симпозиума довелось познакомиться с интересными исследованиями профессора Д. Леонтьева из Москвы по экзистенциальной психологии, где речь шла об осознании профессиональной деятельности как одной лишь из ценностей в ряду других. Это очень важная проблема современной жизни...

«Лекарство для трудоголика»
Газета «Ставропольская правда»
21 ноября 2009 года