00:00, 18 ноября 2009 года

Молодые специалисты Ставрополя ищут работу

Об этом корреспондент «СП» решила узнать у директора Центра занятости населения Ставрополя Александра Ерина.

– Судите сами: в нашем банке данных сейчас более двух тысяч вакансий, – рассказывает он. – 80 процентов – это рабочие специальности, требующие от кандидатов наличия диплома о среднем профессиональном образовании. Сюда входят самые востребованные вакансии в городе: медицинские сестры (зарплата 3–8 тысяч рублей), милиционеры (8–11 тысяч рублей), кондукторы и водители троллейбусов.

Другая информация заветного банка данных, гласившая, что есть еще в Ставрополе места для 46 менеджеров, меня немного успокоила.

– В городской Центр занятости в этом году обратились 892 выпускника, – продолжает А. Ерин. – Из них 665 человек с высшим образованием, остальные – выпускники колледжей и профессиональных училищ. В основном к нам приходят обладатели дипломов экономиста, социального работника, юриста, эколога, педагога–психолога. Стали на учет много инженеров–строителей, бухгалтеров. С каждой из этих специальностей своя проблема: юристов сейчас выпускают практически все высшие учебные заведения Ставрополя. Налицо перепроизводство таких специалистов. Инженеры–строители стали меньше нужны, как только утих строительный бум. Работодатели, ищущие бухгалтеров, все чаще предъявляют жесткие требования к наличию у кандидатов стажа. А выпускнику–то, кроме учебной практики, к сожалению, похвастаться нечем.

Между тем в реестре Центра занятости более тридцати «мирских» профессий, которым бесплатно переобучают ставропольских безработных. Поэтому из восьмисот обратившихся молодых соискателей 118 были направлены переобучаться. По–моему, статистика явно невеселая: учиться ради того, чтобы снова учиться? По словам А. Ерина, в течение всего периода посещения подобных курсов студенты получают стипендию 850 рублей. Начинаем прикидывать с директором, на что хватит этой суммы. Получается, только на ежедневный проезд на маршрутке плюс пирожок на обед. А ведь речь идет о людях, у которых уже есть на руках один диплом о профобразовании…

Впрочем, и количество обратившихся в Центр молодых специалистов сопоставимо с выпуском пятикурсников одного ставропольского вуза. Надо полагать, что остальные нашли работу самостоятельно, с помощью родителей или продолжают трудиться на местах, которые занимали во время своей учебы. Впрочем, нельзя сказать, что российское правительство пустило проблему на самотек. Иначе и до стихийных митингов недалеко...

– В рамках краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда края в 2009 году» с действующими предприятиями заключено 108 договоров на стажировку для выпускников начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений, – говорит А. Ерин. – Таким образом мы смогли создать для них 280 вакансий. Продолжительность стажировки составляет до трех месяцев. Ежемесячно из бюджетных средств выпускникам выплачивается минимальная зарплата в размере 4330 рублей. Так, в администрациях районов города стажируются 66 человек, медучреждения смогли принять на работу 25 выпускников, в школы и детские сады отправились 58 молодых специалистов. Приступившие к работе стажеры довольны полученной возможностью в условиях кризиса все же начать трудовую деятельность по профессии.

Эту программу продолжат реализовывать и в 2010 году. Но и у нее есть свои недостатки. К примеру, только 25 молодых специалистов таким образом устроились на постоянное место работы. Стажируются выпускники в основном в государственных учреждениях, где лишнюю ставку для новичка найти проблематично. То есть стажер обеспечен рабочим местом только на три месяца, далее он опять нуждается в постановке на учет в Центре занятости.

– Для того чтобы дать шанс выпускнику закрепиться на предприятии, мы вышли с предложением в новом году увеличить период стажировки до шести месяцев, – говорит мой собеседник. – К тому же некоторые работодатели сами представляют ходатайства на продление сроков для отдельных стажеров. Думаю, они тоже будут удовлетворены. Есть еще одна проблема: сами выпускники неоднозначно отнеслись к такой инициативе. Некоторые отказываются из–за временного характера работы или минимальной оплаты труда.

Почему так, об этом корреспондент «СП» узнала в разговоре с одной из бывших участниц программы Антониной К. Девушка стажировалась в администрации Ленинского района Ставрополя, но была вынуждена уволиться досрочно.

– У меня диплом бухгалтера, – рассказала она, – но в администрации ничего связанного с моей специальностью делать не доверяли. В лучшем случае то, что можно было назвать моей работой, был простейший документооборот: собирала подписи на бумагах, рассылала приглашения для жителей района на какие–то мероприятия и так далее. К тому же мне ясно дали понять, что устроиться туда «на постоянку» у меня шансов нет.

С помощью ЦЗН Ставрополя у выпускника есть возможность открыть собственное дело. Тогда ему единовременно выплачивается годовое пособие по безработице в размере 58 тыс. 800 рублей. Бизнесмены со стажем по этому поводу шутят: «Об «откатах» и речи быть не может!». Зато А. Ерин заверил меня, что на возраст предпринимателя при выдаче субсидии никто не смотрит. Так, пару месяцев назад выпускница Ставропольского технологического института сервиса на полученные деньги открыла собственную мастерскую по пошиву и ремонту одежды. К сожалению, такие случаи единичны.

В майском номере одного из российских журналов дипломантов–2009 назвали «первым кризисным выпуском». Как показывает практика, не зря: с приходом тяжелого времени высветились все огрехи в работе конвейера под названием «профобразование». Думаю, все же не стоит делать реалити–шоу из того, как молодые специалисты ищут себе место на российском рынке труда. Стоит активнее подключать к этой деятельности работодателей. Ведь даже самые крутые профессионалы со временем уходят на пенсию…

«Первый кризисный»
Газета «Ставропольская правда»
18 ноября 2009 года