Путь воина
Нил, когда все успокоится, пойдем искать оружие? почемуто шепотом спросил Колька.
На опушке леса они обнаружили разбитые телеги, а рядом с просекой две искореженные автомашины. По всему было видно, что здесь, в лесу, укрывалась наша воинская часть, и она подверглась воздушной бомбардировке фашистов. Парни осторожно спустились по ступеням полуразрушенного блиндажа, с трудом приоткрыли просевшую дверь. При тусклом свете разглядели ящики: в них хранились новенькие автоматы, пулеметы, гранаты, бикфордовы шнуры, противотанковые мины, патроны целый арсенал.
Вооружившись автоматами и наганами из найденных припасов, друзья вернулись в родную деревню Мосеево. Спустя неделю Василий Семенович (Колькин отец) обнаружил в сарае оружие и учинил мальцу допрос. Вскоре оружие из лесного блиндажа переправили в партизанский отряд, который находился неподалеку от деревни, в глухом лесу. Как ни старались сделать это тайно, нашелся в деревне предатель, который «настучал» в полицию: Кольку и Нила дважды арестовывали, отправляли в концлагеря на каторжные работы. И дважды отчаянным друзьям удавалось бежать изпод конвоя...
После войны Николай уехал поступать в Рижское морское училище. Однако сложилось так, что вместо дальних плаваний стал служить на суше в феврале 1947 года был принят во второе отделение милиции Риги. Началась жизнь, полная опасностей и ответственности. Както весной 1950 года к лейтенанту Замораеву подошла на улице незнакомка.
Я проживаю в пятиэтажке, дама указала глазами на стоявший рядом дом. По соседству со мной живет женщина, так вот, к ней периодически приходит подозрительный незнакомец.
Николай пообещал проверить. Десять дней и ночей лейтенант Замораев и рядовой Михаил Долин вели наблюдение за домом. И вот, наконец, «знакомство» состоялось, правда, без стрельбы не обошлось. Задержанным оказался Отто Карклинш опасный воррецидивист, член банды «Лесные братья», орудовавшей на территории Латвии, за которым давно охотились правоохранительные органы.
В начале 60х годов прошлого столетия Николай Замораев покинул Ригу и переехал в Ставрополь. Поступил на службу в милицейский главк на должность оперуполномоченного отдела кадров. В его обязанности входили набор и прием на работу молодого пополнения. А вечерами, по графику, кадровики патрулировали улицы ночного города.
Было это в ноябре 1953 года, вспоминает Замораев. Мы с напарником Виктором Духиным отправились на патрулирование. На улице 8 Марта заметили в одном из дворов грузовик, из которого мужчина разгружал мешки с зерном. Заподозрили, что зерно ворованное. Решили проверить. И не зря — как оказалось, мужчина украл пять тонн зерна с Грачевского элеватора.
В суете и заботах быстро пролетали годы. В 1985 году полковник милиции Замораев вышел на пенсию, отработав в органах почти 40 лет. Уволившись, с головой окунулся в общественную работу: стал членом президиума совета ветеранов ГУВД и внутренних войск Ставропольского края, членом Совета микрорайона № 5 администрации Ленинского района.
Раньше во дворе нашего дома, говорит Николай Васильевич, собирались любители зеленого змия. Они частенько учиняли драки, вели себя шумно, не давали никому покоя. После их «визитов» оставались груды мусора, бутылки, окурки. И наш комитет взялся за наведение порядка. Урезонивали дебоширов, посещали неблагополучные семьи, мирили молодоженов. И профилактическая работа дала положительные результаты. За последние 20 лет в нашем доме не совершено ни одного правонарушения.
За активное участие в общественной жизни Ленинского района, содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка, большой вклад в развитие ветеранского движения Н. Замораева неоднократно награждали почетными грамотами и ценными подарками, а в 2005 году вручили медаль «За доблестный труд». Его фотография помещена на районной Доске почета. А дом, где он был председателем на протяжении 30 лет, признан лучшим в Ленинском районе. Конечно, все могло сложиться иначе, не будь у Замораева крепкого тыла семьи. Почти 60 лет в мире и согласии проживает Николай Васильевич с супругой Галиной Васильевной. Они воспитали двух прекрасных детей: дочь и сына, теперь воспитывают внуков. А значит, жизнь продолжается.