00:00, 6 ноября 2009 года

Биеннале современного реалистического искусства увидели в Ставрополе

Она представляет творчество около 80 авторов из 26 городов пяти стран – Абхазии, Болгарии, Германии, России и Украины. Если внимательнее вчитаться в фамилии и звания участников биеннале, сразу понимаешь, что профессиональный уровень их особенно высок, ведь, как правило, большинство являются академиками, профессорами, ведущими педагогами известных художественных учебных заведений. Всех вместе собрал инициатор и бессменный в течение вот уже двенадцати лет организатор акции ставропольский живописец Лев Алмосов. Красивое слово биеннале, в общем–то, тоже означает выставку. Но есть в нем свой, трудно передаваемый, однако чутко улавливаемый самими художниками глубокий смысл. Он подразумевает так много нюансов: и творческую смелость, и филигранность ремесла, и очевидный повод поделиться своим видением мира, и по–разному выражаемую, но всем участникам присущую философичность мышления. А все вместе получается и умно, и интересно, и просто красиво!

– Биеннале «выросла» из фестивальной формы, в которой мы проводили первые экспозиции реалистического искусства в начале этой работы, – рассказывает Лев Алмосов. – Приятно, что география представляемых территорий постоянно расширяется, от краевого масштаба продвинулись к российскому, а теперь – международному. Приглашаем художников уже состоявшихся, каждый, что называется, с именем, известным в стране и мире. В этом году откликнулись уважаемые профессора Дюссельдорфской школы искусств Германии, Академии художеств немецкого города Ульма, председатели Союзов художников Болгарии, Абхазии, Украины, представители крупнейших художественных центров России – Саратова, Брянска, Орла, Ростова, Краснодара, из Академии им. Репина в Петербурге, Суриковского института Москвы.

Экспозиция в Выставочном зале – по сути лишь иллюстрация к акции, своего рода предварительная презентация готовящегося к выпуску альбома. Но это отнюдь не умаляет ее несомненных достоинств. В этом убеждаешься с первых шагов, всматриваясь в оригинальные изделия удивительного мастера–прикладника Светланы Оболенской из далекого города Острова Псковской области, в наполненные сочными красками одухотворенные иконы кисти нашей землячки Татьяны Плетневой из Невинномысска, в плакатно–яркие лица «компьютерных негритянок» немца Райнера Шмидта... Парадоксальны и одновременно глубоко лиричны философские натюрморты и живописные экзерсисы из Северной Осетии – профессора Шалвы Бедоева и его уже взрослых учеников Вадима Бохаева и Олега Батаева: здесь сама природа буквально движется в пространстве и времени. Совсем иной почерк у Ольги Гюнтер (Дюссельдорф): на ее полотне все – в этаком нарочито декоративном ключе, все – в одной плоскости, большими цветными пятнами. Она словно создает свой мир, который, быть может, нашему взгляду покажется слишком абстрактным.

– В Европе сегодня так работают многие, – поясняет Лев Иванович. – Но очень разных по стилям участников нашей биеннале объединяет общий пласт – современное реалистическое искусство... С его обязательно сопутствующими творчеству размышлениями о смысле жизни. Реализм в нашем понимании есть стремление к передаче действительности, характера человека, но это не натурализм! Важно наличие смысла, образа, а не просто игра красок и пятен. Манеры же письма в реализме, как вы знаете, широчайшего диапазона, от импрессионистических до абстрагированных, условных...

Из альбома, который будет издан по итогам биеннале, читатель получит достаточно полное представление об участниках: намечена публикация пяти–шести произведений каждого художника, сопровождаемая рассказом о его творческой биографии. Подготовлена также серьезная аналитическая статья–обзор, посвященная актуальным темам современного реалистического искусства. А поскольку прописку биеннале получила в Ставрополе, организаторы сочли нужным рассказать и о городе, его истории и особом месте, занимаемом в культурной жизни Юга России. Кстати, Л. Алмосов признателен за поддержку со стороны главы Ставрополя Н. Пальцева, оказанную в ходе организации выставки и издании альбома. Будущий альбом, думается, привлечет внимание именно разнообразием представленных художественных школ, стилей и жанров. Лев Иванович признается: было очень любопытно посмотреть, как работают коллеги в Болгарии или Германии, например. Чем руководствуются они в выборе тем, героев...

– У многих на первый план вышли декоративность, условность, отвлеченность... Ценившиеся ранее подробности вроде дуновения ветерка, тумана над рекой и прочее – это все уже не столь актуально. Когда мы смотрим на всемирно известную «Оттепель» Фёдора Васильева – заснеженная равнина, лес, грозовое небо, идущие путники, – мы понимаем, что во всем этом явственно передана щемящая боль за судьбы своего народа... В сегодняшнем изобразительном искусстве это редкость... Например, та же Ольга Гюнтер если и пишет какой–то пейзаж, то трансформирует изображение в некую декоративную форму, сознательно что–то упрощая, усиливая цветность, не стремясь к передаче воздушной среды. Но все же создавая при этом определенную гармонию на холсте, и такое полотно может украсить интерьер, им кто–то будет любоваться. Хотя никаких четких социальных или душевных переживаний тут нет.

Отчего так? Вряд ли все художники разом стали демонстративно не социальны, равнодушны. Просто сам строй нашей нынешней действительности требует монтажности, клиповости, ну и, пожалуй, неизбежной при сем поверхностности восприятия: быстренько глянул на «картинку» и пошел дальше по своим неотложным делам... Разглядывать картину, сочувствуя и размышляя, стало, извините, немодно. Непрактично...

– Это просто другой мир, – успокаивает меня Лев Иванович со снисходительной улыбкой философа. – Кстати, и в этом, другом мире художникам вовсе не чуждо стремление к правде, к истине, к отражению реалий. Только делают они это иначе.

На правах хозяина Ставрополь представлен на биеннале шире других городов, и это естественно. То же – и в альбоме, где будут, например, и работы Павла Гречишкина, который незадолго до кончины выразил желание участвовать. Почетное место отведено и другому старейшине цеха – Герасиму Киракозову. Изысканное сочетание философии и реальности вместе с сочной палитрой красок непременно обращают взоры посетителей на эмали признанного мастера Николая Вдовкина. Ничуть не менее привлекательна черно–белая причудливая игра линий и форм в отточенных образцах товарных знаков дизайнера Юрия Бударина. Взволнованно–лирично полотно Нины Алмосовой с тревожным названием «Предчувствие»: это как раз тот случай, когда захочется остановиться, всмотреться, задуматься... И уж точно ни на кого не похожа блестящая графика Гиви Калмахелидзе – профессора из Орла, выросшего в славном ставропольском селе Овощи: «Бумажный самолет», «Окно в мастерской», «Кочан капусты» (?!) – целая серия ну очень простых предметов, принесшая автору гран–при в Токио. Скульптура представлена в основном малыми формами: здесь есть работы известных мастеров – ставропольца Сергея Каравинского, ростовчанина, председателя Южнороссийского отделения Российской академии художеств Сергея Олешни, председателя Союза художников Абхазии Виталия Джения, краснодарца, заслуженного художника России профессора Александра Аполлонова. И за каждым из этих имен – собственная выпестованная, сложившаяся школа!

Особенно дорог сердцу Льва Алмосова тот раздел биеннале, где он – опять же по сложившейся традиции – представляет своих учеников и последователей. Он отцовски ласково перечисляет имена: вот витражи Елены Порфирьевой и Марии Карповой, графические листы дизайнера Анны Дмитриенко... Ряд интереснейших эскизов – будущие дипломные работы нескольких воспитанников Алмосова. Все очень разные. По сути, это – завтрашний, а отчасти – уже и сегодняшний день изобразительного искусства Ставрополья. И благодаря гармоничному соседству мэтров и их одаренных учеников шестая по счету ставропольская Международная биеннале стала значительным фактом культурной жизни отнюдь не только нашего края.

«Умно. Интересно. И просто красиво...»
Газета «Ставропольская правда»
6 ноября 2009 года