Леонид Осинцев о проблемах градостроительной отрасли
В нашу делегацию, которую возглавил министр стоительства и архитектуры СК И. Стоян, вошли представители обоих творческих союзов архитекторов региона Кавминводского и Ставропольского, а также главные архитекторы городов края. К участию в фестивале на конкурсной основе было отобрано около 70 проектов. Правда, на месте пришлось еще раз пересмотреть этот список изза нехватки выставочной площади. В итоге в экспозицию вошло около полусотни проектов: генеральные планы, проекты застройки жилых микрорайонов, торговых и бизнесцентров, санаторнокурортных объектов, в том числе проект застройки югозападного склона горы Развалка под Железноводском, где, как известно, планируется создать туристскорекреационный комплекс «Горное море».
Леонид Георгиевич, было ли в ставропольской экспозиции нечто такое, что можно назвать «изюминкой»?
Думаю, мы удивили всех своим творческим проектом в области, как это ни странно звучит, музыки. Край представил уникальный джазбанд, состоящий из профессиональных архитекторов. Ребята подготовили замечательную полуторачасовую программу, которая обеспечила стопроцентное внимание к нашей экспозиции в рамках Дня Ставропольского края. Наш стенд посетили руководство Союза архитекторов России, Союза дизайнеров России, коллеги из других регионов и гости фестиваля.
А как насчет достижений в профессиональном плане?
Мы привезли два диплома. Диплом Министерства регионального развития РФ II степени «За реализацию социально значимого архитектурного (градостроительного) проекта в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» получил председатель Кавминводской организации Союза архитекторов России Анатолий Давыдов. И Ставрополье в целом было отмечено дипломом Союза архитекторов России «За достижения в архитектуре и градостроительстве» в разделе «Регионы России».
Как вы оцениваете этот результат?
Он закономерен. Мы изначально не были в числе фаворитов по той простой причине, что есть регионы, в которых вопросы градостроительства отлажены очень четко. А это немаловажный фактор, который учитывало жюри. В Ставропольском крае по этой части пока слишком много недоработок, прежде всего на местах. Не секрет, что Градостроительным кодексом предписано каждому муниципальному образованию к 1 января 2010 года обзавестить схемой территориального планирования, генеральным планом, правилами застройки. В случае невыполнения этих требований им будет запрещено выделять земельные участки под строительство. Министерство строительства и архитектуры края постоянно проводит разъяснительную работу по этому поводу: напоминаем, убеждаем, предупреждаем. На кону стоит очень многое, в том числе инвестиционная привлекательность территорий. Инвестор будет идти только туда, где есть порядок с оформлением земли, прописаны правила общие и открытые для всех. К сожалению, мы были услышаны далеко не всеми муниципалитетами. Из 25 районов края лишь два имеют схемы терпланирования, еще два работают над этим. Из 736 поселений генеральные планы готовы примерно у трехсот. Еще около 260 планов требуют корректировки. Итого лишь 40 процентов муниципальных образований региона до конца года будут обеспечены необходимыми документами.
Подозреваю, что вопрос, как обычно, упирается в деньги, точнее в их отсутствие.
Да, эту причину главы называют чаще всего. Но есть одно немаловажное «но»: закон действует с 1998 года. За 10 лет можно было решить этот вопрос. На мой взгляд, причина затягивания ситуации в элементарном нежелании местных чиновников сделать сферу градостроительства прозрачной. Ведь при наличии предписанной законом документации их роль в управлении землями сводится к минимуму. А такая перспектива устраивает далеко не всех. В пример приведу такой случай: на заседании краевого градостроительного совета рассматривалась жалоба одного из инвесторов. Он собирался строить на Кавминводах двух этажный торговый центр. Получил соответствующее разрешение. Затем передумал и решил поднять здание до пяти этажей. На что получил категорический отказ: мол, в этом случае объект станет доминантой, то есть будет резко выделяться среди существующей застройки. Самое интересное в этой ситуации то, что совсем рядом от этого объекта без проблем строится 18этажное здание. И никто не видит в нем пресловутой доминанты. Кроме того, в проекте охранных зон этого района четко прописано, что здесь разрешено строительство не выше пяти этажей. Если бы этот город имел правила застройки, подобной ситуации не возникло бы.
Если вернуться к нехватке средств в муниципальных бюджетах, можно поставить еще один вопрос: почему нельзя использовать ту же землю как источник поступлений? Всем известно, что ее можно предоставлять через акт выбора земельного участка, через торги или аукцион. В первом случае бюджет не получает ни копейки, однако этот способ практикуется чаще всего. Между тем, если бы муниципалитет сформировал этот участок и выставил его на торги или аукцион, он смог бы получить реальные деньги.
Леонид Георгиевич, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, давайте сравним положение дел в этой сфере на Ставрополье и в других регионах России.
В национальном масштабе по покрытию территории градостроительной документацией мы точно не в первой половине. Что касается ЮФО, то здесь край тоже далеко не в лидерах. Краснодарский край и Дагестан имеют стопроцентное покрытие, Ростовская и Волгоградская области готовы на 7080 процентов. Все дело в том, что в этих регионах на протяжении последних лет не экономили на градостроительстве. К примеру, на Кубани на подготовку соответствующей документации выделялось до 200 млн. рублей ежегодно. Свою роль, безусловно, сыграла и обеспеченность кадрами в сфере архитектуры и градостроительства. Скажем, в том же Краснодарском крае в профильном департаменте сегодня работают 185 специалистов. У нас в министерстве строительства и архитектуры весь объем работы по данному направлению лежит на 15 сотрудниках. О районах я не говорю вовсе.
Может быть, «неуспевающие» надеются, что будет дана отсрочка?
Не исключено: профильный комитет Госдумы РФ вышел с таким предложением. Но я часто бываю на различных совещаниях и знаю, что те, кто «отработал» свои территории в срок, возмущаются: правилато были установлены для всех, и муниципалитеты, не на словах, а на деле заинтересованные в развитии своего города, района или поселения, имеют право рассчитывать на то, что именно к ним будут идти инвестиции.
24 октября 2009 года