Души прекрасные порывы юных чтецов Ставрополья
Участвовали в нем четыре десятка школьников Ставрополья в возрасте от 10 до 17 лет. Конкурс судило компетентное жюри, в состав которого входили известная актриса краевого академического театра драмы имени Лермонтова Ирина Баранникова, заведующая литературной частью краевого театра кукол Ирина Темниханова и другие.
Номинаций было две: чтение собственных произведений и декламация стихов и прозы, принадлежащих перу русских классиков и современных авторов. Интересно, что первую номинацию выбрали более чем треть участников. К этому можно добавить, что в крае работает более двух тысяч различных детских объединений именно литературной направленности – такова жажда самовыражения нынешних детей. Ребята читали стихи, эссе, отрывки из путевых дневников, зарисовки. Темы – самые разные: о любви к родной земле, о вере в Бога, о Великой Отечественной войне, о летних каникулах и любимых учителях. Запомнились стихи старшеклассника из Кисловодского центра творческого развития и гуманитарного образования Александра Габова (на снимке) – явно с признаками литературной одаренности и довольно жестким видением современной жизни. Стихи о том, что, если деньги отменить, в Интернете все равно будет идти натуральный обмен любви на комфорт, улыбки – на похвалу...
Из классических текстов участники конкурса выбрали поэзию Пушкина, Гумилева, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой. Юная барышня десяти лет в атласном платье до пола Юля Смирнова из станицы Ессентукской Предгорного района прочла стихотворение подзабытой советской поэтессы Маргариты Алигер.
Отвечая на вопросы корреспондента «СП», директор Центра им. Ю. А. Гагарина Виктория Жовнер сказала, что одна из целей конкурса – восполнить пробелы школьной программы по литературе, где от советского периода осталось лишь несколько имен, а классику «проходят», имея в виду утилитарную задачу – подготовить детей к экзаменационному тестированию. Не до эстетического восхищения мастерством писателя, не до воспитания чувств. По мнению В. Жовнер, школа сегодня нуждается в чем–то ярком, пробуждающем эмоции. Например, в театральной педагогике, элементы которой использованы учителями при подготовке детей к конкурсу чтецов. Но речь не только о школьных театральных студиях и кружках. Учитель на уроке должен быть режиссером, а сам урок – похож на спектакль.
Остается ответить на вопрос, как совместить это, например, с пресловутым Единым госэкзаменом. Кого ни спросишь, – как сказано у классика: «Не дает ответа!».
23 октября 2009 года