Госдума Ставропольского края приступила к обсуждению бюджета-2010
Крайне редкими исключениями считаются случаи, когда главный финансовый документ региона на будущий год не вызывает споров и прений. А в условиях экономического кризиса, когда на счету каждый казенный рубль, тем более напрасно ожидать спокойного обсуждения законопроекта о бюджете. И доклад первого вице–премьера края В. Шаповалова действительно вызвал немало вопросов и претензий.
Как уже неоднократно писала «СП», правительство рассчитывает принять бездефицитный бюджет. Такое нежелание опускаться «в минус» продиктовано прежде всего экономией: бюджетный дефицит 2009 года почти в четыре миллиарда рублей будет покрыт за счет кредита. И влезать потом еще в один – слишком дорогое для края «удовольствие». Другой определяющий момент заключается в том, что в будущем году Ставрополье получит более скромные дотации и субсидии из федеральной казны. Это связано не только с передачей части полномочий от центра регионам. Как пояснил В. Шаповалов, к сожалению, в пользу края совсем не играет завидный показатель исполнения бюджетных доходов в 97 процентов. Таких субъектов в России сейчас единицы, ведь среднее значение по стране еле достигает 71 процента. И соответственно поддержка федералами будет оказана более ослабленным регионам.
Далее по цепочке меньше средств, чем в этом году, получат из краевой казны и муниципальные образования. Правда, есть надежда, что они немного укрепят свои бюджеты за счет переданных краем налогов (к примеру, транспортного). Хотя на местном уровне эта благая инициатива, к реализации которой край шел долго, реального понимания не встретила. Муниципалы, как говорится, подсели на дотационную «иглу», и некоторые открыто заявляют, что в кризис сбору налогов в местный бюджет предпочтут прежние дотации.
Вопросы же у депутатов вызвало слабое финансирование природоохранных мероприятий, системы противопожарной безопасности, аграрного сектора и другие позиции бюджета–2010. Но в ответ на многочисленные замечания депутатов о нулевых или крайне небольших суммах по некоторым расходным строкам В. Шаповалов привел следующие цифры, не позволяющие закрыть даже основные потребности региона. Дело в том, что почти 84 процента расходов казны – это социальные обязательства перед населением, о секвестре которых в проекте бюджета не может идти и речи. Поступившись индексацией этих позиций, небольшой остаток бюджетных средств минфин раскидывал по отраслям, учитывая приоритеты. К примеру, деньги обязательно должны пойти по направлениям софинансирования, где каждый краевой рубль привлечет федеральные средства. А это в первую очередь реформирование ЖКХ и сельское хозяйство.
Резюмируя обсуждения, председатель комитета ГДСК по бюджету И. Епринцев отметил, что депутаты сделают упор на поиск дополнительных доходов, которые позволили бы все же проиндексировать в соответствии с уровнем инфляции социальные расходы казны. Не исключено также, что депутатский корпус будет настаивать на утверждении небольшого планового дефицита бюджета–2010, так как последние уточнения его параметров уже выявили несбалансированность: расходы казны могут потяжелеть еще на миллиард с лишним рублей, тогда как дополнительные доходы не предвидятся.
В ближайшее время обсуждение бюджета депутатами пройдет по отраслям – в рамках работы думских комитетов. Кроме того, до конца месяца заключение по главному финансовому документу следующего года представит Счетная палата края. А с ноября начнет работу согласительная комиссия: и правительство, и Дума края намерены окончательно утвердить бюджет до конца текущего года.
К слову, краевому парламенту наряду с проектом закона о бюджете предстоит рассмотреть инициативу правительства о полной или частичной приостановке действия около двадцати краевых законов, требующих определенного объема финансов. К примеру, в черный список как раз попали акты, регламентирующие индексацию различных социальных выплат, закон о поддержке финансово неустойчивых сельхозпредприятий и другие.
16 октября 2009 года