Психическое здоровье: чем терпимее общество к душевнобольным, тем оно здоровее
Так было и в этот раз. Акция «Инклюзивная жизнь: изоляция или интеграция?» состоялась в местном кинотеатре «Россия», собрала, кроме перечисленных выше специалистов, еще управленцев образования и соцзащиты, медиков, педагогов и родителей детей–инвалидов. Ребятам с ограниченными возможностями здоровья, их включению в социум («инклюзивный» означает «включенный») мероприятие и было посвящено. Связь с психическим здоровьем здесь прямая: чем терпимее общество к тем, кто «не такой», отличается от большинства, тем оно здоровее.
Для меня эмоциональным и логическим центром встречи стали видеоинтервью, подготовленные михайловскими психологами. На экране две мамы и бабушка рассказывали, каково это – растить ребенка, которого в социуме часто принимать не хотят. Сами эти женщины своих малышей любят такими, какими они родились, делают все возможное, чтобы дети, каждый по своим силам, развивались. И как обидно, говорила одна из мам, когда слышишь в спину: «Мы наших здоровых в детсад устроить не можем, а тут еще эти со своими колясочниками прутся!».
Между тем посещение детьми–инвалидами дошкольных и школьных учреждений наряду со здоровыми ребятишками – во всем мире общепринятая практика. Об этом говорили в своих выступлениях заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Палиева, директор Михайловского психологического центра диагностики и консультирования Елена Корюкина. В России, к счастью, все реже приходится доказывать, что детям с ограничениями по здоровью лучше находиться в семье, где малыш может наблюдать за старшими братом или сестрой, тянуться за ними в развитии, чем жить в замкнутом мире больницы или специнтерната. Посещение ребенком–инвалидом обычного детского сада или школы хотя бы время от времени – следующий шаг, который поможет ему стать более общительным, уверенным в себе. Готовы ли мы к этому? Е. Корюкина привела высказывание учительницы одной из школ района: «Первое впечатление у здоровых детей в классе – это шок, который, впрочем, быстро проходит. В дальнейшем они не испытывают трудностей в общении со сверстниками, имеющими ограничения в здоровье. Такие уроки надо проводить, начиная с младших классов, хотя педагогу придется в чем–то менять концепцию преподавания».
Говорили и о положении семей, воспитывающих детей–инвалидов. Эмоциональные и физические нагрузки на родителей таковы, что часто рушатся браки, взрослые из чувства ложного стыда перестают общаться с родственниками и друзьями.
Такие родители сидели в зале. Думается, большое впечатление произвели на них слова руководителя краевой общественной организации «Открытый дом – детская служба спасения» Розы Барановой, чей сын в этом году, невзирая на многолетние проблемы со здоровьем, стал студентом Владимирского государственного университета. «Я, – сказала Роза Теймуровна, – когда–то мечтала, чтобы он стал сантехником или дворником, чей труд всегда нужен. Но сбылось самое невозможное. Не отчаивайтесь и вы!..» А гость из Ростова, кандидат психологических наук, психотерапевт и заведующий кафедрой Южно–Российского гуманитарного института Владимир Ромек поведал другую историю – о родителях, засевших за изучение восточных языков, которыми заинтересовался их сын, больной детским церебральным параличом. В результате парень не только в престижный университет поступил, но и стал вполне востребованным специалистом – переводчиком японской и китайской поэзии...
Еще об одном выступлении хочу сказать особо. Начальник отдела образования администрации Шпаковского района Людмила Тарабыкина напомнила, что если бюджет образования края будет принят в секвестрированном виде, то увольнения ждут многих психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования – тех, без кого ни о каком «инклюзиве» речи не может быть. Очень хочется надеяться, что этого не произойдет.
В мероприятии участвовали и ребятишки – пели, разыгрывали сценки. Маленький мальчик с толстыми линзами очков трогательно играл на гармошке. А в какой–то момент на сцену вылетели в зажигательном танце дети из цыганских семей, каких немало в Шпаковском районе. Учиться грамоте они часто начинают в 10–13 лет, а потому посещают коррекционные классы, и их тоже порой считают «не такими, как все». Цыганский танец завел зал, зрители аплодировали, ощущая себя единым целым со сценой.
Жизнь инклюзивна!
14 октября 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
