00:00, 14 октября 2009 года

Психическое здоровье: чем терпимее общество к душевнобольным, тем оно здоровее

Так было и в этот раз. Акция «Инклюзивная жизнь: изоляция или интеграция?» состоялась в местном кинотеатре «Россия», собрала, кроме перечисленных выше специалистов, еще управленцев образования и соцзащиты, медиков, педагогов и родителей детей–инвалидов. Ребятам с ограниченными возможностями здоровья, их включению в социум («инклюзивный» означает «включенный») мероприятие и было посвящено. Связь с психическим здоровьем здесь прямая: чем терпимее общество к тем, кто «не такой», отличается от большинства, тем оно здоровее.

Для меня эмоциональным и логическим центром встречи стали видеоинтервью, подготовленные михайловскими психологами. На экране две мамы и бабушка рассказывали, каково это – растить ребенка, которого в социуме часто принимать не хотят. Сами эти женщины своих малышей любят такими, какими они родились, делают все возможное, чтобы дети, каждый по своим силам, развивались. И как обидно, говорила одна из мам, когда слышишь в спину: «Мы наших здоровых в детсад устроить не можем, а тут еще эти со своими колясочниками прутся!».

Между тем посещение детьми–инвалидами дошкольных и школьных учреждений наряду со здоровыми ребятишками – во всем мире общепринятая практика. Об этом говорили в своих выступлениях заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Палиева, директор Михайловского психологического центра диагностики и консультирования Елена Корюкина. В России, к счастью, все реже приходится доказывать, что детям с ограничениями по здоровью лучше находиться в семье, где малыш может наблюдать за старшими братом или сестрой, тянуться за ними в развитии, чем жить в замкнутом мире больницы или специнтерната. Посещение ребенком–инвалидом обычного детского сада или школы хотя бы время от времени – следующий шаг, который поможет ему стать более общительным, уверенным в себе. Готовы ли мы к этому? Е. Корюкина привела высказывание учительницы одной из школ района: «Первое впечатление у здоровых детей в классе – это шок, который, впрочем, быстро проходит. В дальнейшем они не испытывают трудностей в общении со сверстниками, имеющими ограничения в здоровье. Такие уроки надо проводить, начиная с младших классов, хотя педагогу придется в чем–то менять концепцию преподавания».

Говорили и о положении семей, воспитывающих детей–инвалидов. Эмоциональные и физические нагрузки на родителей таковы, что часто рушатся браки, взрослые из чувства ложного стыда перестают общаться с родственниками и друзьями.

Такие родители сидели в зале. Думается, большое впечатление произвели на них слова руководителя краевой общественной организации «Открытый дом – детская служба спасения» Розы Барановой, чей сын в этом году, невзирая на многолетние проблемы со здоровьем, стал студентом Владимирского государственного университета. «Я, – сказала Роза Теймуровна, – когда–то мечтала, чтобы он стал сантехником или дворником, чей труд всегда нужен. Но сбылось самое невозможное. Не отчаивайтесь и вы!..» А гость из Ростова, кандидат психологических наук, психотерапевт и заведующий кафедрой Южно–Российского гуманитарного института Владимир Ромек поведал другую историю – о родителях, засевших за изучение восточных языков, которыми заинтересовался их сын, больной детским церебральным параличом. В результате парень не только в престижный университет поступил, но и стал вполне востребованным специалистом – переводчиком японской и китайской поэзии...

Еще об одном выступлении хочу сказать особо. Начальник отдела образования администрации Шпаковского района Людмила Тарабыкина напомнила, что если бюджет образования края будет принят в секвестрированном виде, то увольнения ждут многих психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования – тех, без кого ни о каком «инклюзиве» речи не может быть. Очень хочется надеяться, что этого не произойдет.

В мероприятии участвовали и ребятишки – пели, разыгрывали сценки. Маленький мальчик с толстыми линзами очков трогательно играл на гармошке. А в какой–то момент на сцену вылетели в зажигательном танце дети из цыганских семей, каких немало в Шпаковском районе. Учиться грамоте они часто начинают в 10–13 лет, а потому посещают коррекционные классы, и их тоже порой считают «не такими, как все». Цыганский танец завел зал, зрители аплодировали, ощущая себя единым целым со сценой.

Жизнь инклюзивна!

«Жизнь инклюзивная»
Газета «Ставропольская правда»
14 октября 2009 года