Судомодельный спорт: малый флот династии Кругловых победил на чемпионате ЮФО
И это еще не вся династия: прадед Круглова – младшего работал в порту на Волге и каждую свободную минуту выстругивал копии кораблей, а прапрадед гонял свой настоящий пароход из Нижнего Новгорода в Астрахань.
Половинка небольшого старого домика в Кисловодске, притулившегося к отрогу Джинальского хребта, – это все, что себе могли позволить Кругловы в 1994 году, когда бежали от войны в Грозном. Но зато вниз по склону есть двор, и там – на первый взгляд незатейливое строение, похожее на огромный сарай, а на самом деле – комната чудес. Разумеется, для тех, кто верит в чудеса; для кого маленький кораблик на стеллаже вдоль стены такая же реальность, как и его прототип, только в пятьдесят–сто раз уменьшенный. Да, собственно, это и официально признано: судомоделирование приравнено к малому флоту. Так что Валентин Николаевич с полным правом называет себя ветераном флота.
– Я всю жизнь с флотом: с большого ушел, но остался в малом.
Сейчас, когда у государства на внешкольную работу с подростками хронически не хватает средств, это звучит сродни сказке: огромный детский морской клуб с собственными настоящими тральщиком, морским охотником, дюжиной моторных лодок и парусно–весельных ялов в маленьком провинциальном городке.
А раньше, в советские времена, по всей Волге действовали морские клубы, где ребята ходили в шлюпочные походы, несли вахту на настоящих кораблях и с полной самоотдачей строили модели для малого флота. В 1952 году в морской клуб верхневолжской Кинешмы пришел и 11–летний Валя Круглов. На многие годы он стал для подростка вторым домом. В 1957–м Валентин выпустился матросом, инструктором морского моделизма. И вскоре 16–летний парень впервые предстал в качестве руководителя судомодельного кружка, где иные из учеников были старше инструктора.
Срочную, ясное дело, Валентин служил на флоте. И, может быть, большой, а не малый флот стал бы его судьбой, когда б не прискорбный случай: на Каспии в шторм Круглова и еще одного матроса смыло с палубы. А дело было зимой. Ребят спасли, но ледяная купель им изрядно подорвала здоровье – обоих списали. Но после этого Валентин еще две навигации ходил по Волге.
– Именно ходил, а не плавал, – с назидательной усмешкой говорит Валентин Николаевич и поглаживает штурвал на стене мастерской. – Это настоящий, с того самого буксира – спасателя «Сильный», на котором я был матросом.
В Грозном, куда переехала семья, Валентин Круглов окончил истфак местного университета, но продолжал вести судомоделизм в клубе при ДОСААФ, на республиканской станции юных техников, во Дворце пионеров. Сын с семи лет в кружке у отца. И сейчас, спустя три десятилетия, стоматолог, мастер спорта по судомоделизму Андрей Круглов все свободное время проводит в мастерской во дворе родительского дома. Здесь же, в окружении готовых моделей, стеллажей с отечественными и иностранными журналами по моделированию, немыслимого количества всевозможных молоточков, напильников, тисков и даже нескольких небольших станков, растет внук – девятиклассник Андрей.
В Невинномысске на чемпионате Юга России модель немецкого спасателя северного моря «Адольф Бермпол», с которой выступал Андрей Круглов, вызывала неподдельный восторг. И не только у специалистов. Компания случайно остановившихся на берегу автомобилистов так поразилась увиденным, что один мужчина вполне серьезно предложил за модель корабля свою новенькую «шестерку». Оно и понятно: точная копия 27–метрового корабля, который в Германии выпускали с 1986 года, и на водной глади ведет себя как настоящий. Три винта, которыми управляют три мотора, позволяют двигаться в любую сторону с разной скоростью, вращается радар, включаются прожекторы, бортовые огни. «Адольф Бермпол» спускает на воду катер, который самостоятельно ходит вокруг корабля... Все сделано вручную, внутри корпуса сложнейшая механика. Так что автолюбители явно недооценили модель. Спецы за такой кораблик дали бы тысяч 300. Впрочем, для Кругловых «Адольф Бермпол» бесценен: Валентин Николаевич с сыном начали его строить еще в 1986 году! Сколько литературы перелопатили, сколько раз делали и переделывали каждую из нескольких сот деталей, прежде чем спасатель стал работать как часы!
На соседнем стеллаже другое достижение Кругловых–судомоделистов: электрическая радиоуправляемая подводная лодка. Черная, обтекаемая, длиной более метра, она послушно погружается под воду и там благодаря двум винтам маневрирует точь–в–точь как настоящая. Все настолько натурально, что кинематографисты из Москвы даже просили ее на съемки эпизодов художественного фильма… Андрей Валентинович общается со многими ведущими судомоделистами, знает, кто чем дышит. Так вот: на просторах бывшего СССР подобная электрическая радиоуправляемая лодка есть только в Белоруссии. В Сибири один мастер строил–строил, но так и не закончил.
Здесь же рыболовный сейнер малого класса, с которым внук Андрей завоевал серебряную медаль чемпионата; вот «Орел» – первый российский парусник, построенный еще до Петра I; а там корабль, на котором первые гражданские поселенцы – мормоны из английского Плимута – прибыли в Новый Свет. Но в комнате чудес не только корабли. Кругловы развивают автомоделизм, строят радиоуправляемые вертолеты, а в огромном ящике у стены – модель действующей железной дороги…
В Кисловодском гороно, куда после переезда из Грозного Круглов пришел искать работу, ему сказали, что историков в городе и так более чем достаточно, а вот «трудовиков» не хватает. Свыше десяти лет Валентин Николаевич преподавал в школе трудовое обучение и параллельно вел кружки, а в 1999 году зарегистрировал свой «Парус». И сегодня у него занимаются около трех десятков подростков. Правда, лишь немногие остаются в клубе на годы. Большинству упорный, сложный труд быстро надоедает. Увы, стремление своими руками сделать что–то путное у современной молодежи встречается редко.
– У детей сейчас совсем иные ценностные ориентиры. Мы хотели стать космонавтами, летчиками, моряками, стремились на великие стройки коммунизма. А сейчас кто пойдет в геологи или инженеры? – рассуждает Валентин Николаевич. – Экономист, дилер, киллер. А создавать материальные ценности некому. Приходим на завод заказывать детали: токаря, фрезеровщики – сплошь старики, да и тех осталось два–три человека – целые цехи стоят.
Кроме ручной работы с пластмассой, металлом, фанерой, юный моделист еще осваивает учебные станки, учится паять, шлифовать, склеивать, читать чертежи. Последнее сейчас, когда в школах отменили черчение, особенно важно. Если в той же Германии моделизм ввели в школьную программу, то у нас, увы, налицо страшный упадок: много кружков развалилось, смены нынешним руководителям нет. За нищенскую зарплату работать педагогом дополнительного образования молодые не идут. Вот и растут в России целые поколения неумех. А ведь нефть и газ к середине века выкачаем, и что тогда?..
И все–таки Валентин Николаевич с гордостью оглядывается на годы, отданные малому флоту:
– Это моя любовь, моя боль, мое достижение. Многие мои ученики стали моряками. Есть офицеры, капитаны военно–морского, торгового, речного флота.
7 октября 2009 года