Зашел я недавно в один из супермаркетов Ставрополя, остановился у полок с молочной продукцией. Мимо пробегали покупатели, не глядя хватали нужные продукты. Я же обратил внимание на даты выпуска молока и кефира, которые собирался брать. Оказалось, что срок годности еще не истек, но уже близок к пределу. А с «молочкой» в таких делах, как известно, лучше не шутить. «А что если копнуть поглубже?» – подумал я. После нескольких неудачных попыток удалось-таки достать пакеты, датой выпуска которых значился вчерашний день. После этого стало как-то неприятно: зачем людям за их же деньги подсовывать залежавшийся товар? В магазине

Подобная практика – отнюдь не единичный случай или результат чьей-то оплошности. Это система. Во многих крупных магазинах на видном месте на витрине выставлены продукты, от которых нужно поскорее избавиться. Случается даже, что срок их годности уже истек, а магазин все равно пытается сократить свои издержки за счет наших с вами кошельков, зная о невнимательности многих клиентов. Уполномоченные ведомства не в силах проверять супермаркеты каждый божий день, но даже в случае выявления факта продажи просроченного продукта предприятие не понесет ощутимых убытков. И, заплатив официальный штраф либо отделавшись «неофициальной благодарностью» ревизору, оно будет продолжать «впаривать» товар второй свежести. По такой «схеме» работают не только ставропольские супермаркеты. Другими словами, это не что иное, как тенденция. Я бы сказал – тенденция на неуважение к потребителю.

Мои мысли подтвердила знакомая, которая имеет немалый опыт работы в супермаркетах. По ее словам, выставляя «престарелые продукты», магазины экономят на закупках новых партий при сохранении прибыли. Кстати, это не единственный способ «лукавства». Довольно часто практикуется перебивание дат на упаковке товаров. Лежалую колбасу можно протереть тряпочкой, смоченной в масле, и она засияет, как свеженькая. А полуфабрикаты, которые готовятся на кухне при магазине, вообще крайне сложно поддаются проверке на свежесть. При этом продавец будет, не моргнув глазом, убеждать вас, что товар только-только с пылу с жару.

Что же делать в этой ситуации нам, потребителям? Думаю, нужно просто внимательно читать информацию на этикетках. Хотя, наверное, когда таких особо придирчивых покупателей наберется слишком много, менеджеры сетей придумают еще более оригинальные методы вполне легального «развода». Примечательно, что во многих зарубежных странах в супермаркетах установлены специальные стенды с товарами с истекающим сроком годности, и предлагаются они с хорошей скидкой.

Дмитрий ИВАНОВ

На дурачка / Газета «Ставропольская правда» / 7 октября 2009 г.