«Музыкальная осень Ставрополья» 40 лет верна традициям
– Василий Вячеславович, известно, в каких условиях сегодня живет страна, да и практически мир – в самом разгаре финансово–экономический кризис. Вот уже почти год, как экономика России испытывает огромные трудности, отражающиеся на жизни сотен тысяч людей. Не обошло это стороной, конечно, и наш край. И, наверное, резонно будет спросить: а своевременны ли теперь траты на массовые развлечения, если не хватает средств для медицины, образования и т. д.? Может быть, логичнее было бы пока отложить фестиваль, направить средства на более насущные нужды? Тем более что подобный пример имел место в не столь давней истории, в середине девяностых, когда сложная политическая обстановка на Северном Кавказе побудила власти отменить эту культурную акцию…
– Сегодня правительство края полагает, что кризис идет на спад, хотя бюджет следующего года еще будет достаточно тяжелым. Мы прогнозируем определенный рост экономики, подходим к 2010 году с умеренным оптимизмом. Трудности трудностями, но думаю, что только недальновидные люди соразмеряют потребности такой отрасли, как культура, с наличием финансовых возможностей. Так называемый остаточный принцип неприемлем, извините за тавтологию, в принципе! Другое дело, что мы продолжим диктуемый сегодня экономичный подход к культурным мероприятиям и при проведении «Музыкальной осени» также будем исходить из бюджетной эффективности. Сразу подчеркну, что выделенные ранее деньги урезаться не будут, перечеркнуть эту важнейшую акцию правительство края ни в коем случае не позволит, но намерено максимально экономить. И спешу заметить: не всегда это плохо. В чем убедило проведение Дня края, когда расходы были вдвое меньше предыдущего года, а качество при этом вовсе не пострадало, наоборот, по отзывам и гостей, и жителей края, праздник получился лучше! Может быть, как раз отсутствие прежней помпезности и позволило провести его проще, ближе к людям.
Действительно, всего однажды фестиваль отменялся, и то, на мой взгляд, это было неправильно. Мне не понятен термин «более неотложные нужды»… Да, не хватает средств на медицину, но, с другой стороны, если есть таблетки жменями, не занимаясь здоровым образом жизни, то на медицину никогда не хватит средств. Можно ухлопать на нее все деньги, но если при этом человек не получает положительных эмоций, все равно это будет черная дыра. Мировой опыт свидетельствует: культурная компонента способна возместить многое, направляемое в материальную сферу. Не хочется говорить банальности, но ведь еще властители Римской империи хорошо знали, что для спокойствия населения необходимы две вещи – хлеб и зрелища. Одного хлеба явно не хватало! Зрелищами, конечно, тоже до конца сыт не будешь. А вот наличие того и другого обеспечивало нормальную жизнь общества, как бы для кого это ни звучало унизительно…
– Аналогии можно привести и в связи с периодом Великой Отечественной войны, когда люди воевали, а после боя пели песни…
– Совершенно верно. И что бы ни говорили о том же Сталине и его окружении, но следует все же признать, что тогда культурной составляющей придавалось большое значение, и на нее направлялись деньги, актеры и режиссеры ставили спектакли, снимали фильмы, композиторы сочиняли музыку. И было им жить чуть полегче, чем слесарю у станка, потому что слесарь лицом не работает… Вспомним, как проповедник атеизма Сталин вдруг начал свое знаменитое обращение к народу абсолютно по–христиански «Братья и сестры», вот еще одно свидетельство, что как раз в самое трудное время духовная составляющая становится доминантой. Когда же человек сыт и ничем не встревожен, он может залезть в «кокон» и, не думая ни о чем, смотреть какой–нибудь «Дом–2», довольствуясь этими примитивными естественными отправлениями…
– Какие задачи ставил перед собой оргкомитет нынешнего фестиваля, все–таки учитывая конкретную ситуацию?
– Наша позиция однозначна: «легонькие» попсовые варианты неприемлемы. Марка фестиваля заключается в высоком искусстве, и переводить его на рельсы халявного ширпотреба в принципе неправильно. Случалось, на фестиваль приглашали исполнителей легкого жанра. Но, увы, чаще всего это значило – пойти на поводу у низкопробных вкусов части публики. С другой стороны, есть вполне приличного уровня исполнители популярного жанра, и жестко ограничивать круг исключительно классикой тоже неверно. Ведь некоторые ныне классические вещи два века назад считались невероятным авангардом. Пусть и сегодня будет свой авангард, но это должно быть искусство! А не «муси–пуси», которые, да, собирают большие аудитории уже только потому, что приехало некое известное лицо, мелькающее на экране.
– Хотя «оно» еще и под фанеру поет!
– Или вообще петь не умеет… А некоторые умеют, но все равно скучно. Главное для нас – выдержать наш уровень.
– Но уже по афишам «Музыкальной осени–2009» видно, что планка заявлена неплохая…
– Мы старались к каждому приглашаемому артисту подходить индивидуально. Есть, к примеру, солисты высокого класса, имеющие очень тяжелый так называемый «райдерский лист», и мы от их неподъемных требований отказываемся. Всем памятен весенний приезд знаменитого пианиста Петрова, затребовавшего рояль, стоимость которого равна бюджету всей филармонии… У нас тоже есть такое желание, кто же против хорошего рояля?! Но пока, исходя из реальности, мы считаем, что без нового рояля обойдемся, а без «Музыкальной осени» – нет. Как и без качественных исполнителей. И таковые на фестивале будут. Программа нашего фестиваля, кстати, могу добавить, получила высокую оценку столичных профессионалов культуры.
– У «Музыкальной осени Ставрополья» богатая история, наполненная многими яркими страницами. Найдет ли это отражение в программе нынешнего фестиваля и чем вообще смогут порадовать организаторы жителей края, которые с интересом ждут главное культурное событие года?
– Да, мы, конечно, вспомним многих наших замечательных гостей, в разные годы принимавших участие в фестивале. Одно перечисление славных имен чего стоит! Первую «Музыкальную осень» в 1968 году открывал поистине цвет отечественной песенной школы – В. Соловьев–Седой, М. Фрадкин, Е. Жарковский, П. Эшпай, В. Мурадели, М. Кажлаев… В последующие годы к нам приезжали композиторы В. Баснер, Ю. Чичков, Я. Френкель, М. Таривердиев, А. Пахмутова, Г. Мовсесян. А перечесть всех прекрасных исполнителей просто невозможно в рамках одного интервью… И нынче ставропольцев ждут незабываемые встречи. Так, на открытии фестиваля во Дворце культуры и спорта выступят известные композиторы Е. Дога и А. Морозов, солист полюбившегося нашим землякам Хора Турецкого В. Суходолец, не менее любимый на Ставрополье вокально–инструментальный ансамбль «Сябры». Дирижировать симфоническим оркестром Ставропольской государственной филармонии будет наш добрый друг профессор Ростовской консерватории С. Коган. Пройдут сольные концерты солиста Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Светланова скрипача И. Почекина, саксофониста Д. Швытова, квартета народных инструментов «Скиф» из Астрахани. Венчает фестивальную программу «Королевский турнир» блистательных басов, баритонов и теноров – солистов ведущих отечественных и зарубежных оперных театров.
– Случалось, что не всегда мероприятия фестиваля были доступны широким слоям населения, имею в виду прежде всего живущих в отдаленных районах, особенно в селах. Услышат ли они хорошую музыку в исполнении популярных, любимых исполнителей?
– Доступность популярных и любимых – вопрос сложный, ибо популярные и любимые имеют свои амбиции и далеко не всегда соглашаются ехать в отдаленные села, где у них заведомо не будет большой аудитории. А ведь для артиста это важно! И это стоит уважать. Другое дело: привезти часть публики из районов края в Ставрополь. Я на заседании правительства обратился к главам муниципальных районов и городских округов с предложением изыскать возможности для этого, а также для поддержания фестиваля силами местных творческих коллективов. Это иногда воспринимается чуть ли не как административное давление, тем не менее мы даже разослали соответствующие письма в районные администрации с просьбой помочь людям в приобретении билетов на фестивальные мероприятия. Такие письма направлены и в различные хозяйственные структуры, ведь человек, научившийся зарабатывать деньги, должен научиться и помогать культуре. Не случайно Запад давно сделал высокую культуру престижной. Есть такие примеры и в России.
Могу заверить, что фестивальная программа и в районах края обещает немало интересного. Так, в Левокумском районе состоится фестиваль «Родники творчества», в Изобильном – концерт духового оркестра Центра культуры и досуга, в Ипатово – конкурс фольклорной песни «Осенняя мозаика», в селе Калиновском готовят вечер русского романса. На сценах ряда домов культуры пройдут концерты учащихся детских музыкальных школ, это уже стало одной из традиций фестиваля. Как и практикуемые не первый год обменные концерты творческих коллективов районов. Это дает возможность познакомиться с талантами нашего края, которых мы, живущие рядом, порой просто не знаем. И это тоже одна из задач фестиваля.
– Нередко наибольшая нагрузка в фестивальную неделю выпадала именно на творческие коллективы края, которых у нас, к счастью, немало. С другой стороны, многих из них кризис вынудил ограничить развитие репертуара, обновление кадров, гастрольную деятельность. Как они задействованы в этом юбилейном для «Музыкальной осени» году?
– Очень активно. Примеров также много: от спектаклей краевого театра оперетты из Пятигорска на сцене Ставропольского театра драмы и до выступлений прославленного казачьего ансамбля «Ставрополье» и ансамбля краевой филармонии «Слобода» в ряде районов. Я уж не говорю о десятках, если не сотнях замечательных самодеятельных коллективов, кстати, уровень многих из них зачастую намного выше того, что нам показывают по телевидению. И это не только мое мнение.
– Нашему народу всегда было свойственно в самые трудные периоды сохранять здоровый оптимизм, и огромная роль при этом всегда отводилась песне, вообще культуре. Хочется надеяться, что и теперь нам удастся сберечь эту добрую традицию. Василий Вячеславович, каким вам видится завтрашний день – есть ли будущее у «Музыкальной осени Ставрополья»? Быть может, новое время требует каких–то новых форм его организации?
– Хотел бы напомнить недавнюю статью президента, вызвавшую столь широкий резонанс. В ней выражено, по сути, то, что уже назрело в народной массе: общество должно омолодиться, ему нужны свежие силы и инициативы молодежи в сочетании с мудростью старших поколений. Когда в 90–е годы, помните, были потеряны вообще всякие ориентиры, общество дружно недоумевало: неужели мы к этому стремились? А молодежь всерьез рассматривала в качестве престижной «карьеру» проститутки или рэкетира… Сегодня есть четкое ощущение, что общественный вектор кардинально меняется, на первый план выходит человек, который хочет «сделать себя сам». И высокое искусство способно ему помочь! Духовные запасы нашего народа позволяют в это верить… Гламурная жизнь, столько лет навязываемая обществу как пример для подражания, начинает вызывать неприязнь, отторжение. И это значит, что гламура не будет! А «Музыкальная осень» будет. Нужен ли фестивалю новый формат? Пожалуй, главное все же – традиция, основанная на присущей народу любви к песне. Но и давать ответы на веяния времени необходимо. Кто же против качественной современной музыки и добротного исполнения! Был бы у нас достойный внимания рок, обязательно бы включили такие концерты в программу…
– Чего бы вам хотелось пожелать ставропольцам в канун открытия фестиваля?
– Только одного: чтобы людям фестиваль доставил больше радостных впечатлений. А еще заверить, что мы постараемся так работать и в дальнейшем, чтобы история «Музыкальной осени Ставрополья» продолжалась еще многие годы.
30 сентября 2009 года