Состояние аварийности и готовность дорожных служб к зиме обсудили в УГИБДД ГУВД по СК
Новая угроза
Смертность на дорогах уже названа одной из острейших социальноэкономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности России. А Всемирная организация здравоохранения предрекает, что через парутройку лет дорожная аварийность войдет в пятерку лидирующих угроз для жизни и здоровья человечества наряду с экологическими и техногенными катастрофами. Приведенные на прессконференции цифры полностью подтверждают эту обеспокоенность: с начала года в крае произошло 1400 автоаварий, 1859 человек травмированы, 200 погибли.
В эпоху всеобщей автомобилизации народная мудрость к двум апокрифическим российским бедам дуракам и дорогам добавила третью дураков на дорогах. Получился этакий трехголовый Змей Горыныч, первоисточник людских страданий. И этато «дополнительная» беда, называемая официально «человеческий фактор», по статистике главная причина катастрофической ситуации с дорожнотранспортным травматизмом. Основными причинами происшествий были и остаются такие нарушения правил дорожного движения, как несоответствие скорости конкретным условиям движения, выезд на встречную, вождение «под мухой» и т. д. Вот свежий пример. Как рассказал заместитель начальника УГИБДД ГУВД по СК Алексей Сафонов, в начале августа был зарегистрирован резкий рост ДТП по причине нарушений водителями скоростного режима. Поэтому с 15 по 17 августа была проведена блицоперация «Скорость». В итоге каждый день госавтоинспекторы выявляли в крае по дветри тысячи фактов «шумахерства».
Эх, дороги...
Второй проблемой частых происшествий было названо состояние дорожноуличных сетей: каждое пятое ДТП в крае происходит изза их неудовлетворительного состояния, с января по июль таких автоаварий насчитали 304. Ямы и колдобины, отсутствие уличного освещения, «дикие» рекламные щиты на проезжих частях, противоречия между дорожной разметкой и знаками, необустроенность пешеходных переходов... Перечислять дорожные проблемы, годами и десятилетиями не находящие на Ставрополье решения, можно очень долго, тут никаких газетных площадей не хватит. Как правило, все претензии по «убитым» дорогам люди адресуют в ГИБДД. Но если по отношению к физическим лицам водителям и пешеходам, провоцирующим автоаварии, Госавтоинспекция имеет прямой и действенный «инструмент влияния», как то штрафы, лишение права управления транспортом, то сладить с ведомствами и различными властями, отвечающими за безопасность на дорогах, но мало что для этого делающими, не такто просто.
Мы же можем лишь обращаться к владельцам дорог и дорожнокоммунальным службам с рекомендацией или предписанием, как исправить или улучшить ситуацию на том или ином участке, говорит начальник отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД по СК Евгений Чижов.
Но, как правило, «на ура» такие обращения муниципалитеты, организации и ведомства не воспринимают. Тут, как всегда, Иван кивает на Петра. В последнее время «Петром» выступает мировой экономический кризис ведь выравнивание дорожного полотна, ликвидация ямочности и т. д требует материальных вложений, а он, проклятый, «съел» все денежки. И тогда приходится действовать «силовыми методами» привлекать виновных к административной ответственности за нарушение содержания и ремонта дорог, их загрязнение и т. п., а то и за невыполнение в срок предписаний ГИБДД. Порой госавтоинспекторам приходится действовать через суд. Но, к удивлению стражей дорог, Фемида часто становится на сторону собственников дорог. Когда те заявляют, что, мол, денег на починку нет, судья удовлетворяется этим объяснением и постановляет в том духе, что коль у ответчика денег нет, то претензии ГИБДД удовлетворению не подлежат.
Да, ремонт и содержание дорог стоят недешево. Однако привести их в порядок государству обойдется дешевле, чем терять значительную часть своих граждан в ДТП. Да и «песни» насчет пустоты казны зачастую преувеличены. Не переходя «на личности», отмечу лишь, что одно из муниципальных образований под предлогом нехватки средств долго «отбивалось» от предложения госавтоинспекции обустроить несколько многоуровневых пешеходных переходов в «пиковых точках» улиц. А по итогам исполнения годового бюджета оказалось, что муниципальные власти не освоили несколько сот (!)) миллионов бюджетных рублей, которых с лихвой хватило бы и на переходы, и на прочие нужды.
Однако стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. Многие должностные лица с пониманием относятся к рекомендациям госавтоинспекции. Например, достаточно оперативно решилась проблема с «очисткой» улицы Спартака в краевом центре, которую в начале лета облюбовали в качестве парковки прибывающие за товаром на пивоваренный завод грузовикидлинномеры (см. «Ни пройти, ни проехать», «СП», 26.06.09). Дирекция предприятия прислушалась к рекомендациям ГИБДД, и вот уже которое время многотонных фур на улице не видно.
Уж зима катит в глаза
Коснулись на прессконференции и вопросов технического состояния парка пассажирского транспорта в крае, и подготовки дорожнокоммунальных служб к зимнему периоду, и последних директив министра внутренних дел Рашида Нургалиева, касающихся «пересдачи ПДД» всеми сотрудниками органов внутренних дел, за которыми закреплен служебный транспорт. Как выяснилось, переаттестация для ставропольских милиционеров не ноухау. По словам А. Сафонова, перепроверка, насколько стражи порядка готовы управлять автомобилями, идет постоянно. Сейчас, например, в экзаменационнорегистрационных подразделениях ГИБДД проходит массовый прием экзаменов по теории ПДД, чуть позже будет практика. По прогнозам А. Сафонова, весьма вероятен «отсев» некоторого количества экзаменующихся.
Что же касается подготовки к зиме, то госавтоинспекция озабочена этим вопросом уже сейчас. Ведь всем памятен снегопад 34 марта этого года, парализовавший движение в Ставрополе. Тогда долго искали виноватых в транспортном коллапсе, однако истина, на мой взгляд, лежала на поверхности система зимнего содержания улиц города не справилась с погодным ЧП. А посему ее надо менять. В предложениях госавтоинспекции, направленных главе города, фигурируют весьма здравые предложения. Например, устроить крытые базы для хранения противогололедных материалов. А не хранить их под открытым небом, где они смерзаются в неподъемные глыбы. Увеличить и число баз, чтобы технике не приходилось, израсходовав запас песка и соли, делать длиннющий «конец» за новой порцией смеси. И главное, создать наконецтаки муниципальную дорожную организацию, оснащенную достаточным количеством снегоуборочной техники. А не полагаться на заключившие с городом договор частные дорожноэксплуатационные предприятия, у которых зачастую в наличии нет достаточного количества техники, а та, что есть, как говорится, дышит на ладан. Судя по ответу из горадминистрации, предложения стражей дорог нашли понимание у властей Ставрополя. Ну что ж, зима не за горами, посмотрим...
21 августа 2009 года