Принято полагать, что «идеологии в современной России нет». Это не так. Политика последнего десятилетия определялась идеологией. Какой? Строится общество потребления для отдельно взятых потребителей. Об этом говорит крайняя поляризация населения соответственно доходам. Интенсивная пропаганда модели общества потребления идет в СМИ, в том числе на государственных каналах. Анатолий Коробейников – член Совета Федерации, доктор философских наук

Интересы наиболее влиятельных группировок сосредоточены в немногих сферах, приносящих большие и быстрые деньги (сырьевые отрасли, строительство, банковское дело). Здесь же скопились основные ресурсы. Естественное следствие такой политики – имитация серьезной деятельности в других сферах, таких, как наука, культура, образование, здравоохранение. С целью демонстрации заботы и успокоения населения.

Так называемая «модернизация образования» – самое убедительное доказательство этой имитации. Все предложенные «инновации» (ЕГЭ, 11-летнее обязательное общее среднее образование, двухуровневая система высшего образования, «стандарты», подушевое финансирование, система оплаты в зависимости от качества работы учителей), помимо того, что они плохо продуманы и дурно исполняются, объединяют одно общее свойство: речь идет о поиске средств для решения второстепенных проблем.

Что касается содержания образования, системы подготовки кадров, здоровьесберегающих учебных методик – эти проблемы «модернизация» как раз умело обходит.

Конечно, подключение учебных заведений к Интернету – дело полезное. Но когда в трети школ нет горячей воды и теплых туалетов, разве не очевидно, что необходимо делать в первую очередь?

Результат действующей политики в образовании – ускоряющаяся деградация. Крайне неэффективны гигантская система высшего образования, превратившаяся в ряде случаев в черный рынок по продаже дипломов; «здоровьеразрушающие» системы начального и среднего образования. Катастрофически не хватает квалифицированных специалистов даже в стратегически важных отраслях.

Ситуацию резко усложняет исторический цейтнот. Конечно, мировой финансовый кризис с его неясными, но грозными возможными последствиями ускоряет события. Но и без всякого мирового кризиса мы имеем сегодня в России кадровую деградацию. Через 7-10 лет поколение профессионалов, не успевших передать свои знания и умения более молодым, уйдет. Во многих отраслях образуются кадровые провалы. Профессиональные школы умирают быстро, но на их восстановление при самых благоприятных обстоятельствах уходят десятилетия.

По нашему убеждению, ответ на два известных вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» можно найти, лишь ответив на третий проклятый русский вопрос «Кто это сделает?».

При всем трагизме ситуации в стране пока сохраняется немало невостребованных людей и идей. Для их поиска необходимы не только президентский и губернаторский резервы кадров, но и общенациональная дискуссия, в ходе которой обнаружатся наиболее продуктивные идеи и самые способные люди. И не обязательно в возрасте до 30 лет. На «ребячестве» в огромной России далеко не уедешь. Программу действий надо бы утвердить на чрезвычайном общенациональном форуме, посвященном проблемам образования и здоровья нации, и в соответствии с этой программой сформировать дееспособные структуры, в которых работали бы свое-образные «сборные России» из различных сфер и регионов.

Общенациональная дискуссия по проблемам образования и здоровья необходима и как способ консолидации России. Реформы образования и здравоохранения успешны лишь тогда, когда они отвечают естественным ожиданиям общества.

Разумной альтернативой сложившемуся сегодня «порядку» в образовании служит нереализованная идея общественно-государственной системы управления. Необходима прозрачная система принятия решений государственных органов с их полной отчетностью и системой ответственности. С другой стороны, предстоит решить очень непростую задачу становления профессиональных сообществ и общественных структур.

Власть, ответственная за образование и здоровье, должна избавиться от традиционного приукрашивания ситуации, а российское общество – от традиционного конформизма. Диалог власти и общества в сфере образования и здравоохранения не только возможен, но и наиболее продуктивен, так как забота о детях является природным инстинктом, а национальные интересы и историческая ответственность пока сохраняют для многих свою патриотическую значимость. Только реальная забота властей о детях и молодежи будет тем фактором, который поможет народу вытерпеть нужду в кризисный период, не расшатать общество.

Необходима реформа образования, рассчитанная на длительный срок (10-15 лет). Внимание должно быть отдано фундаментальным проблемам, межведомственным механизмам управления. Для этих целей следует создать национальную комиссию по реформе.

Требуется решительная (хотя и очень болезненная) перестройка неэффективной системы высшего образования – ее сокращение с последующим расширением с учетом реальных потребностей рынка труда, стратегии развития России. В условиях растущей автономности вузов для координации их работы достаточно Госкомитета РФ.

Необходимо воссоздать Министерство народного образования России, основной задачей которого должны стать дошкольная ступень воспитания и образования детей и школа. Нужны ясные правила игры: по окончании школы здоровый человек обретает профессию, обеспечивающую ему достойную жизнь. А затем последовательно повышает свой образовательный ценз. Иными словами, речь идет о создании эффективной системы непрерывного образования, вариативной и гибкой, соответствующей естественным жизненным траекториям.

Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ.

Член Совета Федерации, доктор философских наук.

Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ