Виктор Литвиненко о толерантности и политкорректности
- Виктор Тимофеевич, все чаще политики, чиновники говорят о необходимости развития позитивных межэтнических отношений и конфессионального диалога. В понимании простых людей это означает: долго ли мы еще не сможем найти общий язык между собой только потому, что у нас разные национальности и разные верования? Вы занимаетесь этой проблематикой. И что можете сказать?
– Ничего особо утешительного, хотя я далек и от пессимизма. Главная ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что и «простые» граждане, и ученые, и даже словари толерантность и терпимость считают синонимами. И соответственно по определению действуют. Возможно, еще в прошлом веке это было допустимо. Но реалии сегодняшней жизни потребовали, скажем так, разделения понятий. Терпимость – это терпеть, не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что–то бедственное, тяжелое и неприятное. А толерантность – нечто принципиально иное: готовность благосклонно признавать и принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. И поступать так даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды не одобряются и не принимаются.
– То есть, по вашей логике, терпимость сродни унижению, а толерантность – чувство благородное?
– Конечно. Более того, толерантность может и должна носить взаимный характер. Если такой взаимности нет, то это больше и напоминает терпимость, которая, впрочем, может стать первым шагом к толерантности.
– Как мне кажется, мы все к первому шагу не совсем готовы. Помните, как многих корили за фразу «понаехали тут»? А ответ, знаете, какой звучит сейчас все чаще и чаще? «Понаоставались тут». Как–то мне некомфортно в такой толерантности и такой терпимости. Или дело в другом? Мы все еще не привыкли воспринимать толерантность ни как норму морали и нравственности, ни как определенные правила поведения, контролируемые государством, то есть как закон…
– Так в принципе и происходит. Хотя все основы именно для такого понимания есть: Концепция прав человека, Всеобщая декларация прав человека, российские законы, запрещающие разжигание межнациональной вражды и ненависти. То есть правовые нормы имеются. Другое дело, как они применяются. И в России в том числе. Гораздо хуже, на мой взгляд, другое – отсутствие моральных норм, нарушение которых общество бы строго порицало. Но начинать процесс развития толерантности с порицания тоже неправильно.
– А с чего начинать?
– Нужно выработать принципы, программы, концепции, доктрины, на основе которых будут конструктивно развиваться меж – этнические отношения. Пока их нет. И в этом плане стремление администрации Ставрополья, которая на протяжении последних лет вместе с учеными обсуждает такие принципиальные подходы, более чем похвально. К сожалению, у нас и оттолкнуться–то не от чего. Потому что обращаться к опыту прошлого, когда в СССР толерантность прививалась административными методами, просто бессмысленно. Распад Советского Союза наглядно показал, насколько «толерантным» оказалось наше общество. Меж–этнические конфликты, начавшиеся в те годы, и сейчас не до конца локализованы. Как ни угрожающе это звучит, конфликты или их угроза – и сегодня реальность России. И они могут возникать – таков вывод ученых – чаще между представителями разных конфессий и реже – между различными этническими группами, принадлежащими к одной конфессии.
– Перспектива не очень радужная, согласитесь?
– Но и не беспросветная. Хотя некоторые действия властей загоняют проблему внутрь. Правонарушения и преступления, носящие явно выраженный национальный характер, квалифицируют как «совершенные из хулиганских побуждений». А в условиях замалчивания межэтнические и межконфессиональные конфликты – это снежный ком, который только будет набирать силу и величину. Отсутствие практических решений рано или поздно может привести к социальному взрыву. И тем страшней, что он может перерасти (это тоже выводы ученых) в этнорелигиозно–территориальный конфликт.
– В этих условиях в межконфессиональных и межэтнических отношениях огромную роль играет политкорректность. А мы, может быть, не совсем понимаем даже, что это такое. Посмеиваемся над тем, что вполне употребительное в России слово «негр» в Америке расценивается как неполиткорректное. Может ли, например, одно резкое высказывание политика привести к обострению национальных отношений?
– Может. И не только слово политика обладает взрывной силой, но и слово простого человека. И история такими примерами богата. Отсутствие толерантности, политической мудрости, политкорректности стали, например, причиной грузино–осетинского и грузино–абхазского конфликтов, которые как раз и являются этно–религиозно–территориальными. Хотя ответственность политической элиты, конечно, выше. Взаимные упреки, высказываемые представителями различных этнических групп, тем более не–обдуманные действия с их стороны, исходящие из сиюминутной ситуации и эмоций, могут привести к непредсказуемым негативным последствиям — вплоть до вооруженных столкновений.
На Ставрополье плотность населения в несколько раз выше, чем в других регионах России, и как раз сейчас необходимо выработать ту концепцию, те механизмы регуляции межэтнических отношений, которые будут устраивать представителей всех этнических общностей и конфессий.
– И что будем делать?
– Пытаться жить по–новому. Терпимо, зрело, толерантно.
22 июля 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
