00:00, 21 июля 2009 года

Уроки труда

Председатель колхоза «Россия» в станице Григориполисской Новоалександровского района Николай Лыскин выделил для бригады 22 гектара земли. Всего в нее записались 110 человек.

Правда, тогда же нашлись скептики и недоброжелатели. Мол, насильно отягчать школьников трудовой повинностью ­ это произвол. И почему, возмущались они, все учащиеся должны пахать, сеять, полоть, убирать урожай, ухаживать за животными? Это же общеобразовательная школа, предоставляющая выпускникам возможность стать, кем они хотят: комбайнером, актером, врачом... Да опасно... Кругом механизмы ­ тут и до травматизма недалеко.

В этих рассуждениях был свой резон. Я, например, хотел быть врачом. Припоминаю, как наш директор Михаил Иванов (кстати, оформивший идею ученических бригад в кандидатскую диссертацию) вызвал меня вместе с другими выпускниками ­ делегатами Ставропольского краевого слета ученических бригад и предложил написать выступление ­ призыв остаться в родном колхозе после школы. Я отказался. «Как же так, ­ удивился директор, ­ ты против агрономов, зоотехников, так нужных на селе?» «Не против, ­ отвечал я, ­ но хочу стать врачом, а это тоже крайне нужно крестьянам». И, между прочим, впоследствии я около пятнадцати лет проработал врачом в сельских районах края. Но привычку к добросовестному упорному труду мне привила именно ученическая бригада.

Я глубоко убежден, что нынешние эпизодические уроки труда в школе, где детей обучают, как сделать табуретку, сварить обед, не решают проблему воспитания. По­настоящему приучить ребят к труду, привить им вкус к творчеству можно в поле или на фабрике, используя богатый опыт ученических бригад.

…По всей стране разбросала судьба моих одноклассников – бывших членов ученической бригады колхоза «Россия» станицы Григориполисской. Это та нива, которая воспитала и продолжает воспитывать настоящих граждан Отечества.

Виктор ФИЛИППЕНКО

Врач Кисловодского Центрального военного санатория

Виктор ФИЛИППЕНКО