Как трудоустроить выпускников?
Заместитель директора Центра занятости населения г. Ставрополя Татьяна Арутюнова сообщила о двух формах такой занятости, финансирование которых будет осуществляться из федерального и краевого бюджетов. Учебные заведения получают право принимать на временную (до трех месяцев) работу лиц старше 16 лет в рамках программы общественных работ. Те смогут трудиться на благоустройстве зданий и территорий образовательных учреждений, в школьных архивах и библиотеках и т. д. Упор Т. Арутюнова делала на привлечении к общественным работам именно молодежи – как состоящей на учете в центре занятости, так и ребят, которых директора школ найдут среди собственных выпускников, пока они ждут отклика на отосланные в вузы сертификаты о сдаче ЕГЭ либо раздумывают над вопросом: если не в вуз (колледж, техникум), то куда?
Еще одна программа временной занятости предлагает выпускникам с дипломами о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании стажировку, также на три месяца, по полученной специальности. Например, работу в школьной бухгалтерии, в медкабинете детского сада, воспитателем или вожатым, программистом или сантехником, наконец. Учитывая, что, по словам президента Дмитрия Медведева, в этом году от 100 до 150 тысяч только выпускников вузов будут иметь проблемы с трудоустройством и что большинство организаций и фирм сейчас держатся за людей постарше, с солидным профессиональным опытом, молодому специалисту получить запись в трудовой книжке о работе по специальности в качестве стажера, казалось бы, заманчиво. Некоторым образом разрывается порочный круг, когда ему отказывают в приеме на работу из–за отсутствия стажа – а где ж его взять, когда отказывают?.. Важно и то, что стажировкой собираются охватить представителей разных отраслей. Т. Арутюнова сообщила, что подобные совещания проводятся в здравоохранении, с руководителями ЖКХ.
Вопрос – захотят ли молодые?! Согласятся ли, к примеру, выпускники педвузов на зарплату в размере минимального оклада и в течение трех месяцев, если в школах Ставрополья, по предварительным прикидкам, сейчас (справка минобраза края) пустует около трехсот учительских вакансий. Врачей и медсестер в селах не хватает, так же, как и учителей. Но молодежь мечтает работать в Ставрополе, в чем я и в нынешнем кризисном году убедилась, побывав в вузах на распределении. Еще одно личное впечатление: звонит коллега и спрашивает, стоит ли, по моему мнению, ее племяннице поступать на юридический факультет негосударственного вуза, который к юриспруденции отношения не имеет в принципе. Вот хочет девушка быть юристом – все равно с каким дипломом и перспективами трудоустройства!..
Интересна была реакция руководителей образовательных учреждений, присутствовавших на совещании. Некоторые восприняли предложение участвовать в антикризисной программе явно как лишнюю обузу, а узнав, что дело это добровольное, в общении с корреспондентом «СП» не скрывали: инициативу проявлять не будут. Но были и те, кто принял выступление Т. Арутюновой как руководство к действию, стал задавать уточняющие вопросы. Больше всего мне понравился вопрос одной заведующей детсадом: сейчас вернусь на работу, с чего советуете начать?..
Одним словом, до стран, где в кризисный период путем общественных работ с энтузиазмом выстроили потрясающие автобаны, нам пока далеко. Но надо же с чего–то начинать.
11 июля 2009 года