00:00, 7 июля 2009 года

Никас Сафронов представил свою выставку в зале Сафонова на Кавминводах

По приглашению генерального директора Госфилармонии на КМВ Светланы Бережной он приехал на открытие XIV Сафоновского фестиваля и 57 своих картин предоставил для выставки в историческом Курзале.

Хотя экспозиция из полусотни полотен – это лишь капля в разливанном море творчества Сафронова (всего он написал более тысячи картин), она тем не менее дает представление о многообразии талантов автора. В первую очередь, разумеется, взгляд останавливается на полотнах в стиле символизма. Вот уж где автор сполна реализует свою фантазию. И хотя Никас Сафронов не раз публично отрицал сильнейшее влияние Сальвадора Дали на свое творчество – мол, он просто работает в том же стиле, что и великий испанец, однако же вот оно, наглядное выражение преемственности – переиначив величайшую фреску Микеланджело «Сотворение Адама», Сафронов изобразил вместо Адама себя, а вместо Бога – Сальвадора Дали.

Впечатляют, особенно молодое поколение, увлекающееся историями о хоббитах, эльфах и Гарри Потере, и символические пейзажи Никаса Сафронова. Вот в струях водопада проступает обнаженное тело девушки. А вот мрачные скалы, над которыми плывут сказочные воздушные корабли, преображаются в лики мужчины и женщины.

Представлен на выставке и реалистический пейзаж. И хотя фанаты Сафронова уверяют, что мастеру подвластны все жанры и стили, я с этим не вполне согласен: например, пейзажи ставропольчанина Павла Гречишкина меня трогают гораздо больше. Думаю, не каждому ценителю придутся по вкусу и полотна Сафронова, выполненные в духе импрессионизма. Впрочем, здесь можно спорить до хрипоты, но к единому мнению прийти не удастся.

Особое место в творчестве художника занимают портреты. Оно и понятно – десятки глав государств, сотни знаменитостей позировали модному художнику. В их числе и Владимир Путин, и Сергей Миронов, и Сергей Иванов. Их, как и большинство других клиентов, Сафронов изобразил в костюмах иных исторических эпох – видимо, сказывается прошлое театрального художника. Меня этот маскарад оставляет равнодушным, но заказчикам, видимо, нравится, коль скоро они не жалеют огромных денег. А вот что касается портретов, выполненных без намека на эпатаж, то они действительно хороши. Выставленные в Кисловодске лики Чулпан Хаматовой и Нани Брегвадзе притягивают, возле них хочется постоять, отрешиться от суеты.

Конечно, Никас Сафронов – феерический мастер. Но людям моего поколения в его работах явно недостает социальной подоплеки, стремления отразить жизнь, заботы, чаянья реального человека, а не фантастических фурий, дочек миллионеров, звезд и правителей. В нескольких сотнях метров от Госфилармонии – «Белая вилла» художника–передвижника Николая Ярошенко, и там картина «Всюду жизнь»: сквозь решетку арестантского вагона взрослые и дети кормят голубей.

Такого на выставке Сафронова вы не увидите.

«Сафронов – в зале Сафонова»
Газета «Ставропольская правда»
7 июля 2009 года